Mінбер

«…О БОГОСЛУЖЕНИИ, МОЛИТВЕ И ПОСТАХ

АНДРЕЕВ И. Г. «ОПИСАНИЕ СРЕДНЕЙ ОРДЫ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ», 1790 г.

  1. Закон киргиз-кайсаков есть мугаметанской, которой приняли они в Бухарин от древнего хана Жанибека. Хотя же они в последующие времена и составили одно родство с разными языческими народами, но как почитают их более в своем рабстве и презирают, то сии принужденными нашлись, оставляя свои предания, называться единоверцами. Для богослужения же ахунов и муллов не имеют, а почитают всякого грамотного человека за муллу, коих из природных их ни у кого у них нет, а принимают их из ташкенцов и бухарцов. Сверх того многим знатным салтанам и старшинам по просьбам их даются таковые грамотные для письма с Сибирской линии из служивых татар и башкирцев, коих оня равномерно за просвещенных людей почитают. Храмов и мечетей нигде не имеют; а посвящают только святым местом ташкентской город Туркестану потому что в оном есть гроб одного древнего Хазрят-салтана,  коего почитают они святым, и некоторые полагая обещания, из отдаленности ходят туда пешие и ездят для приношения молитв, как один киргизец уваковской волости, сын небольшого старшины Баяна и учинил. Женившись на молодой и хорошей девке, будучи оба в молодых летах и живши 8 лет, не имели они детей: он положил обещание, со своею женою сходить в Туркестант к гробу сего почитаемого ими святым; что и учинили в 1779 году, находясь в сем путешествии более полугода; ныне получа якобы разрешение, имеют у себя одного сына и дочь. Молитвы их происходят не иначе, как по сказкам их родителей: всякий аул или деревня имеет и почитает старого в оном человека, который, более ведая обряд закона, вышед на улицу, поет или лучше кричит молитвы; что чинится 5 раз в сутки, и называется музгу. ..».

Кроме всего прочего следует заметить, что в составе казахов есть род «Кожа» с ураном «Алла» и тамгой «W» или «М».,

Род «кожа» не входит в состав казахских жузов. По генеалогическим преданиям Кожа являются потомками трёх святых (аулие) из Бухары — Аппак Сейид Ходжи, Хафиз Сейид Ходжи и Магады Сейид Ходжи. От которых пошли различные ответвления — сеит-кожа, хорасан-кожа и др., получившие название от имён легендарных родоначальников. Каждая из этих групп ходжей имеет собственную родословную, возводящую их к пророку Мухаммеду или к первым четырём халифам — Абу Бекру, Омару, Осману и Али.

Традиционным средоточием суфийских общин в Казахстане являлась территория средней Сыр-Дарьи с центром в г. Туркестан. Ходжи, как правило, выполняли роль служителей культа, организаторов аульных школ-мектебов и воспитателей детей. Пользуясь неприкосновенностью как священные потомки Пророка и его сотоварищей, они зачастую были посредниками в межплеменных распрях и вместе с родовыми вождями и старейшинами мирили враждующие стороны.

По оценке переписи населения дореволюционного Казахстана число ходжей в 1897 г. составляло – 19,8 тыс. чел., в том числе 9,4 тыс. человек в Перовском уезде.  * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968,

 

 

Таңбалар

Ұқсас мақалалар

Бір пікір

  1. Қожаладың тегі жөнінде айтылып жүрген әр түрлі анайы болжамдарға ем болатын сөз екен.
    1790-яғни 18-ғасырда айтылған пікір ғой деп ойлай алсақ.

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button
Жабу