Басқы бет / Кітапхана / Казахи Таджикистана

Казахи Таджикистана

АлбомНуралиНуралиев

 

АлбомНуралиев

Долгое время проживая на территории Таджикистана представители казахской нации, как и другие народонаселения этой страны, внесли свой вклад в развитие республики. Поэтому целью данной книги является попытка, опираясь преимущественно на исторические данные и устные пересказы пожилых людей, проследить историю переселения казахского населения в Таджикистан. В силу указанных трудностей мы не беремся описывать полную историю казахской диаспоры данной территории, а также проследить весь путь проникновения в Таджикистан тюркских племен и народностей. Наша задача, по мере возможности, осветить более поздние периоды этнической истории казахского населения страны.

При этом особое внимание мы обращаем народонаселению восточных бекств Бухарского эмирата. Нами использованы материалы Гиссарской экспедиции 1875 года под руководством Н.А.Маева. Однако он отмечает, что казахи являются «недавними пришельцами» в эти края.

По результатам изучения данных материалов мы пришли к следующим выводам,

– Нам предстоит проследить историю появления казахского этноса на территории Таджикистана.

– Мы стремимся к выявлению происхождения казахов Таджикистана, используя для этой цели доступную нам историко-этнографическую литературу.

Считаем, что до настоящего времени расселение на территории Восточной Бухары казахских племен остается не ясным. Хотя в 1924 и 1925 годах были совершены две длительные экспедиции (М.Е.Андреев и Е.М.Пищерева) в высокогорные области Таджикистана, в том числе в Гиссарскую долину и Куляб. Однако, они в основном обследовали таджикское население ряда местностей.

Как известно, в начале 30-х годов ХХ века в Среднеазиатских республиках широко развернулось изучение природных богатств и производительных сил края. В связи с этим в 1932 году в составе Таджикско-Памирской экспедиции был организован отряд по изучению населения Таджикистана. «Одна из двух группэтого отряда, – пишет Б.Х.Кармышева, – работала в Каратегине и Дарвазе, другая, в составе С.М.Абрамзона и А.Н.Кондаурова, проводила исследования в Юж-ном Таджикистане. Ее маршрут охватывал Локай-Таджикский, Кургантюбинский, Джиликульский, Баума-набадский (бывший Сарайкамарский) и Кулябский районы. Основные полевые материалы этой экспедиции остались не изданными. Опубликован лишь краткий отчет С.М.Абрамзона»1.

Нас заинтересовало сообщение Б.Х.Кармышевой о том, что «благодаря любезности С.М.Абрамзона я имела возможность познакомиться с рукописью, оставшейся неопубликованной небольшой статьи «К вопросу племенных, родовых пережитках на территории Таджикистана», написанной им в соавторстве с Д.С.Комиссаровым в 30-х годах. В этой статье имеются некоторые сведения о переселении туркмен-эрчары в Джиликуль, о районах расселения узбеков-катаганов, казахов и киргизов»2.

Большой интерес для нашей работы представляют исследования, касающиеся этнического состава и этнической истории населения Таджикистана, вы-полненной Б.Х.Кармышевой, где в кратком изложении систематизированы и обобщены все данные о казахах, проживающих в Южном Таджикистане в 50-60-е годы ХХ века. Все эти данные при необходимости будут использованы в нашей работе.

1При всем этом мы постараемся учитывать тот факт, что «Тюрки (в том числе казахи-А.Н.) проявили уникальную способность воспринимать достижения других культур, приспосабливать их к своим условиям. Эта была принципиально незамкнутая культура»1. Это аргументируется и тем, что «Впоследствии мусульмане, сталкиваясь с тюрками, отметили их удивительное умение находить общий язык с окружающими народами. Эти качества тюрки проявляли вне зависимости от того, приходили ли они в новую страну, как победители или как гости, как наемники или как военнопленные рабы, в любом случае, они делали карьеру с большим успехом, чем представители других народов»2.

По рассказам пожилых людей из казахской диаспоры в Таджикистане, история поселения казахов в этих местах насчитывает не менее 500 лет. Они связывают это с массовым переселением тюрков, узбеков и казахов после завоевания этих мест шайбанидами. Дать точное определение времени переселения тюркских племен на нынешнюю территорию Таджикистана чрезвычайно важно. Проблема осложнилась тем, что основная часть казахского населения в начале 1990-х годов переехала и проживает в Казахстане. Среди которых возможно были люди, имеющие устные и письменные сведения о перекочевке их предков в эти места. Сегодня в Таджикистане из 12-ти тысяч казахов (данные 1989 г.) осталось всего около 2000 человек. Кроме того, здесьпроживают немало тюркских племен, родственные казахам или же ассимилированные в них в процессе долгих совместных проживаний. Потомки старинных тюркских племен, веками живших здесь, сегодня называют себя кунгратами, локайцами, дурменами, найманами и прочими, язык которых наиболее близок к казахским наречиям. Среди них по говору, традициям, культуре, обычаям и фольклору выделяются локайцы и кунграты, в составе племенного разделения которых есть «казах» и прочие. Полагаем, что изучение этногенеза этих племен позволит выявит интересные факты родственности их по отношению к казахской нации.

                                                                                                                                                                                            Абдусаттор   Нуралиев 

Сондай-ақ, оқыңыз

Өткен әзиз әулиелер

Шайдарбек қажы Әшімұлының құрастырып, шығарған бұл кітабына еліміздің негізінен Қаратау баурайы мен Сыр өңірінің арғы-бергі …

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған