Мұхтар Әуезовтың ата-тегі туралы кітаптың тұсаукесері
Родословное древо Мухтара Ауэзова
У каждой книги своя предыстория, своя цель, своя судьба после издания. «Родословное древо Мухтара Ауэзова» принадлежит к числу книг, которые, несомненно, вызовут интерес у читателя.
Ей свойственны два дополняющих и усиливающих друг друга качества.
Первое – внимание к происхождению, к семейной родословной великого писателя Мухтара Ауэзова. Любой человек становится личностью в процессе своей социализации, восприятия и усвоения окружающей его культуры. Огромную роль в этом, конечно же, играет семья, если можно так сказать – «семейные гены», т. е. традиции, представления, жизненный опыт, накопленные родителями, предками и передаваемые по наследству новым поколениям. Когда речь идет о значительных личностях, каковой являлся Мухтар Ауэзов, то они, безусловно, берут от своих предшественников более крепкие и более многообразные «гены». Это обстоятельство диктует вполне естественный исследовательский и читательский интерес не только к биографии и достижениям той или иной исторической фигуры, но и к истокам, которые ее питают. Настоящая работа приоткрывает многое из того, что обычно остается в тени, и позволяет увидеть биографию Ауэзовых в новом свете, понять, каким образом закладываются основы выдающихся человеческих свершений.
Второе качество книги, о котором надо сказать, это ее фундаментально-академический характер. Это не художественный пересказ порой весьма наивных, хотя и любопытных семейных легенд и не простое перечисление реальных или мнимых заслуг предков, на чем частенько строится жанр генеалогии. Настоящая книга – это результат многолетних исследований, которые вел замечательный казахстанский востоковед, доктор исторических наук Аширбек Муминов, ведущий, и не только в Казахстане, специалист по истории ислама в Центральной Азии, в том числе по истории родословий тех ходжей (кожа), к которым принадлежит семья Ауэзовых. Автор уже издал целый ряд научных работ на эту тему, хорошо известных в научном мире. Настоящая же книга является своего рода подведением итогов этих исследований и представляет их на суд широкой читательской аудитории. Здесь стоит добавить, что в работе можно найти весьма интересные материалы и очень вдумчивый анализ сложных и противоречивых процессов и различных этапов исламизации региона, роли ислама и различных его адептов в культуре кочевников, взаимодействия разных групп и сегментов центральноазиатского общества и изменений в том, как понимался и практиковался ислам.
Надеюсь, что эта книга будет внимательно прочитана многими людьми в Казахстане и за его пределами.
Сергей Абашин,
доктор исторических наук,
Институт этнологии и антропологии
Российской академии наук,
Институт востоковедения
Российской академии наук
2011 год