Асылбек Сеитов – достойный сын и патриот земли омских казахов
В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения видного общественного деятеля Казахстана, одного из основоположников здравоохранения в крае Асылбека Джумановича Сеитова.
Он родился 22 января 1894 года в городе Омске в семье переводчика канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. В то время эта должность считалась одной из самых «потолочных» и самых высоких, престижных и «конечных» для местных и приезжих «киргизов». Административные реформы 1867-1868 годов и последующих лет не оставили практически никаких шансов для карьерного роста для древних насельников этой земли: должности уездных начальников, военных губернаторов и генерал-губернаторов были жестко зарезервированы для представителей титульной нации –«великоросов», а также обрусевших немцев, прибалтов и поляков. Даже должности крестьянских начальников никак не могли занять сами казахи на своей же исконно этнической родине.
Издревле эта земля у местных автохтонных жителей казахов носила название «Омбы», что означает «место с глубоким и рыхлым снегом». Действительно, на месте расположения нынешнего Омска, где в реку Иртыш впадает речка Омь, падает большое количество снега из-за заметной низины…
Видимо, наличие влаги предопределило не только хорошие урожаи трав и зерновых, но и взрастили практически весь цвет казахской алашской интеллигенции…
Сеитовы находились в близком родстве с именитыми семьями Шормановых, Валихановых и Айтпеновых.
Мать Сеитовых – Кадиша приходилось родной сестрой Мукану Айтпенову, основателю партии «Уш жуз» в городе Омске. Хадиша Сеитова (Айтпенова) после смерти своего мужа осталась вдовой в 26 лет с шестью детьми на руках. В добрую память и в знак глубокого уважения к своему помощнику Степной генерал-губернатор подарил вдове один из домов в Омске. Но эта мудрая женщина, движимая добрыми помыслами и желание прокормить своих осиротевших детей, по-своему совершила подвиг: этот дом она отдала под пансион для проживания учащейся казахской молодежи, прибывавшей из разных уголков Казахстана. Сама же с детьми ютилась во флигеле – в небольшой пристройке к дому. На небольшое пособие вдовы она смогла выучить сыновей, дать им прекрасное по тем временам образование.
Одним из самых одаренных и талантливых детей Сеитовых был Асылбек. По тем временам он получил редкое, в особенности для казахов, трехступенчатое образование: вначале обучался в церковно-приходской школе, затем – в престижном учебном заведении западно-сибирского региона – Омской классической мужской гимназии. И благодаря своим незаурядным и природным способностям в 1911 году ему удалось поступить и в один из самых старейших вузов азиатской части России – медицинский факультет Томского государственного университета.
Он прекрасно владел иностранными языками. Много печатался в газетах и журналах. В 1916 году был активным участником сельскохозяйственной переписи населения Степного края.
В мае 1916 году видный общественный деятель Казахстана С. Сейфуллин завершил обучение в Омской учительской семинарии и приехал в уездный город Акмолинск. И сразу же приступил к участию в сельскохозяйственной переписи, который проводился во всей Российской империи [1, с.51].
Самое интересное: в это же время учебу на лечебном факультете Томского университета завершил и Асылбек Сеитов.
Вот как описывает это лето сам писатель: «Население Акмолинского уезда было условно разделено на две части – северную и южную, и соответственно с этим делением были созданы две комиссии по переписи. Южную возглавил Асылбек Сеитов, только что закончивший Томский университет, а руководителем северной комиссии назначили меня. Мне с тремя помощниками предстояло произвести перепись в двенадцати волостях» [93, с.51].
Примерно такой же объем нелегкой работы предстояло выполнить и Асылбеку Сеитову. Работа началась, но до конца довести ее не удалось: начались народные волнения. И всякий переписчик рассматривался казахскими повстанцами как представитель колониальной администрации. События 25 июня 1916 года заставили обе группы свернуть успешно начавшуюся работу.
Сакену удалось избежать нападений со стороны повстанцев, а экспедиция Асылбека Сеитова попала в очень неприятную историю, которую также описал в своей работе Сакен: «Я пробыл в городе (Акмолинске) с неделю. Не слышно было на улицах прежних песен, прежнего веселья. Напуганный город превратился в слух. Вскоре прибыла комиссия по переписи из южных волостей во главе в врачем Асылбеком Сеитовым. Оказалось, что казахи-тиналинцы и темеши сильно избили их, связали, обрили головы, заставили по-мусульмански молиться и несколько дней продержали в заточении, пока комиссию не освободил акмолинский торговец борец Жуман» [93, с.73].
После окончания вуза в 1916 году , немного поработав Омским уездным врачем, Асылбек был направлен в казачью станицу Баянаул Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне – Павлодарской), где проработал до 1922 года. В студенческие годы на страницах газеты «Казах» он опубликовал
статью, касающуюся создания общественного фонда, помощи нуждающимся казахским студентам вузов России.
Идейные поиски Сеита привели его в партию «Алаш», где он был не обычным членом, а секретарем.
В декабре 1917 года А.Сеитов избирается делегатом Первого Всекиргизского (всеказахского) съезда, который прохо-дил в г. Оренбурге, где он был избран секретарем судьбоносного и исторического съезда!. Видимо, только лишь благодаря его незаурядным способностям и грамотности ему доверили документирование работы съезда видные алашские деятели!
Асылбек и его братья активно участвовали и в молодежных организациях. Так, в мае 1918 года в Омске была образована молодежная организация «Бирлик», стоявшая на платформе партии «Алаш». Одним из руководителей этой организации были братья Асылбек и Мусульманбек Сеитовы.
Асылбек как яркий представитель новой зарождающейся казахской интеллигенции, думая о будущем народе, не мог не думать о своих последователях, о растущей талантливой молодежи. Где бы он ни был, на какой бы работе не находился, он всегда призывал казахскую молодежь к просвещению, к знаниям, ибо в этом видел чуть ли не единственный выход из колониального ярма царской администрации.
Еще в студенческие годы он активно призывал казахскую элиту создать фонд для обучения казахских детей в вузах мира.
Он был близок к великому казахскому поэту М. Жумабаеву, они были самыми настоящими друзъями. Несмотря на разницу в возрасте он был духовным братом А. Букейхану, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы.
В советское время бывших алашординцев, не допускали к власти. Не доверяли. Но специалистов не хватало, поэтому советское правительство было вынуждено использовать знания грамотных специалистов, несмотря на идейные разногласия с ними. А.Сеитов много и усердно работал на ниве народного здравоохранения. В течений 15 лет (с 1922 года) от занимал должность заведующего Семипалатинского здравотдела.
По его инициативе и при его непосредственном участии были созданы санатории «Аул» и «Березовка» для лечения больных туберкулезом. Как видный организатор здравоохранения республики был делегатом первого съезда врачей и первого съезда Советов в первой столице автономного Казахстана в г. Оренбурге. Он написал ряд научных статей по профилактике детской и женской смертности…
В июне 1937 года он был приглашен в Казнаркомздрав на должность заведующего отделом. Параллельно он не оставлял врачебную практику.
В конце ноября 1937 года Наркомздравом Казахстана было поручено начальнику планового отдела Наркомата А. Сеитову на базе амбулатории при табачной фабрике г.Алматы организовать поликлинику. Он досрочно выполнил задание своего ведомства: 25 ноября 1937 года поликлиника № 5 в городе Алматы была открыта и Асылбек общим собранием единогласно был
избран ее главврачом. Но по воле злого рока он руководил поликлиникой всего лишь 5 дней: 1 декабря 1937 года Асылбек был арестован и осужден на 10 лет без права переписки, что по тем временам означала «расстрельную» статью.
Убитая горем Сеитова (Шорманова) Нафия Садвокасовна, спасая свою семью, январской ночью 1938 года сбежала с дочерью Розой в Омск, на родину отца. Слух об аресте Асылбека Сеитова несколько опередил беглецов. И родственники, боясь контакта с семьей «врага народа», практически осталась безучастны к судьбе этой семьи. Помогли чужие люди: их приютила русская семья, сама жившая в полуподвальном помещении в г.Омске.
Практически почти 60 лет имя А.Сеитова было вычер-кнуто из истории, хотя он и был реабилитирован в 1956 году «об отсутствии состава преступления».
Внимательное знакомство с материалами следственного дела в ДКНБ г.Алматы показывают, что на допросах Асылбек Сеитов держался очень достойно и никого из своих родственников, знакомых и друзей не выдал. Старался выгородить не только своих братьев, бывших алашординцев, но и видных деятелей алашского движения, в том числе и Алихана Букейханова. На вопросы следователя знает ли он кого-то из алашских деятелей, он сознательно и ловко указывал на тех, которые уже были расстреляны! В этом наверно был наивысший подвиг Асылбека Сеитова.
31 мая 1997 года, в день памяти репрессированных, на здании Алматинской поликлиники №5, основателем которой был А.Сеитов, в память о нем была торжественно установлена мемориальная доска.
Потомки помнят его как известного общественно-политического деятеля Казахстана, блестящего публициста, высоко порядочного человека, всю свою жизнь посвятившего служению своему народу.
Думается, что настало время одну из улиц города Астаны назвать именем Асылбека Сеитова-достойного сына казахского народа.
… В 1937-1938 годах на территории Омской области из национальных меньшинств больше всех пострадали омские казахи: по нашим подсчетам было расстреляно и выслано около 1200 директоров школ, учителей, председателей колхозов и так далее. Часть из их сменив фамилии и имена, убегали в Казахстан. Наш дядя Хафиз Жакупов, сменив свою фамилию на Тащанова, сбежав на юг Казахстана, в 30 –х годах закончил один из Ленинградских вузов по банковскому делу и в 50-ые годы вырос до Председателя Госбанка Чимкентской области!!! Говорят хоронить его вышел весь город…
Выжившие, а также их дети, геройски сражались в составе сибирских дивизии на фронтах Великой Отечественной войны. Есть среди них и Герои Советского Союза и полные кавалеры солдатской славы. К примеру, в 80- ые годы минувшие века в одном из маленьких аулов Москаленского района Омской области в бедности и скромности нашел свое последнее пристанище полный кавалер солдатской славы Алмух Маямиров, герой войны и
скромный пастух бригадного скота, постеснявшийся попросить для своей многодетной семьи даже небольшого дома в центральной усадьбе совхоза. Или же через 10 лет умер такой же герой в ауле Кудукчилик Шербакульского района Омской области Сарсенов Хусаин, участник Парада Победы в Москве в 1945 году.
А их дети в 40-60 годы 20 века устремились в Казахстан в поисках лучшей доли: чего только стоит имя честнейшего руководителя Жумабая Шаяхметова из Шербакульского района, который стоял во главе руководства республикой в 1939 по 1954 годы, накопившего добра за эти годы … 2 чемодана личных вещей !!!
А сегодня в города Казахстана устремились уже их образованные и грамотные внуки и правнуки. По подсчетам одного из российских научно-исследовательских центров одномиллионная казахская диаспора и ирредента в России занимает по количеству обладателей дипломов второе место после … евреев.
Что же гонит их из России, в частности, из Омской области, где проживает около 100 тысяч земляков Асылбека Сеитова? Во-первых, здесь имеет место такое позорное явление как движение скинхедов, для которых убийство казахов и других нерусских – основная миссия. Во-вторых, в Омской области, сегодня нет ни одной школы, где бы обучение по основным предметам велось бы на казахском языке. В-третьих, у наших омских соотечественников нет своего театра, радио и телевидения, также как и нет финансируемых государством газет и журналов. В – четвертых, в советское время на основе бывших когда-то 700 казахских аулов не было создано ни одной центральной усадьбы, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, когда им была уготована участь неперспективных отделений и бригад: как результат сегодня в области сохранилось всего лишь около 40 аулов… . В-пятых, казахи области практически не представлены в городской и областной Думах, также как и в высших эшалонах городской и областной администрации. Нет их почти и в ФСБ и пограничных войсках: говорят, существует негласный запрет на прием земляков Асылбека Сеитова…
Ждут ли их в Казахстане? Занимается ли кто-то специально квалифицированными кадрами из числа российских казахов? Или в условиях коррупции и трайбализма им уготована роль «своих среди чужих и чужих среди своих»?
Чем спускать в песок миллионы долларов по программе «Болашак», не проще ли приглашать бесплатных специалистов из числа российских казахов, имеющих хорошее образование и квалификацию, свободных от коррупционных схем и патриотически настроенных к своему Отечеству!
Кабульдинов З.Е.,
доктор исторических наук, профессор
Выходные данные:
Казахи Омского Прииртышья: история и современность- Омск: «Издательство –Полиграфист», 2007. – с. 84-88