Mінбер

Путь ишанов: Туркестан-Каркаралы

Габдулгазиз ишан

Он был одним из уважаемых людей Каркаралинска. Имел религиозное звание ишан. К его мудрым советам прислушивались все жители уезда. Кто же этот человек?

Этим человеком был Габдулгазиз Изляров.

 Путь ишанов: Туркестан-Каркаралы

Родился Габдулгазиз Изляров (Гизляров) в 1830 году в Туркестане в семье ишана Газизляра из рода ходжа (кожа). Прямой потомок зятя и сподвижника пророка Мухаммеда хазрета Али ибн Аби Талиба он, достигнув определенного возраста, как и отец, получает дозволение на ишанство.

Вот что поведал об ишанах Камел Жунистеги, человек, который изучает и пишет книги о роде ходжа: «По  поверью, ишаны происходят от прямых потомков пророка Мухаммеда: от его дочери Фатимы и ее сыновей Хасана, Хусаина и Мухсина. Достичь сана ишана суждено не всем потомкам. Это лица не только знающие наизусть Коран, но и достигшие через Ислам вершины науки и усвоившие тайны мира. Они могут совершать чудеса, которые не поддаются осмыслению и научному объяснению. Возможно, в момент совершения чудес они душой и телом сливаются с окружающим миром. Это своеобразный дар, данный этому потомку пророка. Ишаны чистотой души, благочестивостью, терпеливостью заслужили уважение к себе, и народ почитает их как святых. Но 20-й век трагически прервал дальнейшее продолжение ишанства в Казахстане. Мы не видели живых ишанов. Только слышали о них от дедушек и бабушек».

Не знаю, по какой причине и в каком году, но трое туркестанских ишанов, среди которых был и Габдулгазиз ишан, решили переехать в далекий от Туркестана Каркаралинск. Вполне возможно, они знали, что Каркаралы – святая земля и что они должны на этой земле пролить свет Ислама.

Чужой город встретил их с теплотой. Ишаны заслужили уважение народа. По документам ЦГА РК, Габдулгазиз ишан в 1876 году уже проживал в Каркаралы. Сохранилась его подпись в документе, где есть сведения о приезде в Каркаралинск землемера войсковой межевой партии сибирского казачьего войска Борисова.

Проходили годы. На свет появлялись потомки ишанов, которые продолжали дело предков, несли в мир свет Аллаха.

У Габдулгазиза ишана Газизлярулы и его жены Биби Хамили на свет появились сыновья Габдулмажид, Хасан, Хусайын, Габдулфаттах и дочери Тажибану, Гаднбану, Камарбану, Биби Гайша, Бигалия, Злиха, Жасия, Халбиби.

Умер Габдулгазиз ишан 26 июня 1901 года, в среду, в возрасте 71 года. На его памятнике есть такие слова: «… сказав «Да» зову от Всевышнего перешел в мир вечности, и был похоронен в четверг после исполнения общественной молитвы… Да будет ему милость Аллаха, мы все принадлежим Ему (Аллаху) и к Нему возвращаемся! Просьба от братьев-мусульман, совершающих посещение этой могилы, пусть прочтут аяты из Корана за упокой его души!» (Перевод сделал А.Муминов).

Жена Габдулгазиза ишана Биби Хамила прожила долгую жизнь и умерла после установления советской власти, после 1929 года.

Как же сложилась судьба детей Габдулгазиза ишана? Коротко остановлюсь на судьбе некоторых из них.

 Сыновья Габдулгазиза ишана

 Сына Габдулгазиза ишана Габдулмажида кари в народе звали просто Мажит кари. Мажит кари пошел по стопам отца, стал верующим, знал наизусть весь текст Корана – был кари. Предполагаю, что религиозное образование он получил от своего отца ишана. Глубоко верующий и знающий все тонкости Ислама, Мажит кари снискал уважение всех жителей Каркаралинского уезда.

Всю свою жизнь Мажит кари посвятил Исламу. Он работал имамом: сначала в мечети Кунанбая хаджи, а потом в татарской мечети. В мечети Кунанбая хаджи он проработал один год, а в татарской мечети – девять лет. Кроме того, пять лет он трудился в качестве мухтасиба второго района по исламской части.

Женился Мажит кари на Малике Ахмад ходжа кызы, от которой у него на свет появились три дочери: Зауре, Гульсум и Зейнеш (Зейнеп).

Из-за того, что у него не было сына, Мажит кари усыновил своего внука, т.е. сына своей дочери Зауре, Асхата. Кстати, родной отец Асхата – Имам кари ходжа – был одним из уважаемых имамов Каркаралинска.

Хотелось бы отметить, что Мажит кари был не только духовно образованным человеком, он был и искусным мастером по изготовлению из камней памятников – коктас, которые установлены на большом мусульманском кладбище Каркаралинска.

В 2006 году я познакомился с жителем Алматы аксакалом Гани Искаковым и переписывался с ним до его кончины в 2009 году. Аксакал родился в 1933 году в Каркаралинске. Его бабушка Жасия – родная младшая сестра Мажита кари. Письма Гани Искакова дают представление, каким человеком был Мажит кари. Приведу отрывки из его писем:

«По рассказам моего отца и деда Наби ходжи Мажит кари был Великим человеком своего времени, бесподобным богословом, знатоком истории казахов, Ислама. Он был мастером на все руки. К нему шли как к бию, судье, ища справедливости, защиты и помощи. Он был почитаем в качестве не избранного, но богом данного мирового судьи. Все заработанное мудрость, знанием и умением он раздавал бедным, а жил в основном заказами на надгробные памятники.

Памятники, сделанные имамом Мажитом кари, красовались на половине всех могил на большом кладбище Каркаралинска (из гранита, черного или белого мрамора). Надписи на них были на арабском языке с соответствующими аятами из Корана. По каллиграфии, орнаменту и изяществу они могли быть украшением и гордостью любого музея мира. Подобные памятники я встречал только в таких городах древности как Ташкент, Самарканд и Бухара. Был он и прекрасным плотником краснодеревщиком, кузнецом.

Только Мажиту кари предпочитали отдавать детей совершать обряды обрезания, отпевать покойников и.т.д.

Фото Мажита кари были сожжены всеми родственниками, в том числе моим отцом Габдуллой, в 1937-38 годы как компромат. За них советская власть могла посадить…».

Умер Мажит кари в 1929 году 16 августа в возрасте 63 лет. Похоронен в Каркаралинске.

У Габдулгазиза ишана после Мажита кари родились близнецы Хасан (Хасен) и Хусайын. В народе их звали Асен и Усен.

У Асена ходжи (Хасан), как и у брата Мажита кари, были золотые руки. Он чинил самовары, чайники, а также прославился как часовой мастер. Хотя у Асена ходжи дом был в Каркаралы, но по документам он был записан в Бериккаринской волости. Жену его звали Салима. Салима была великолепной швеей. По словам потомков, она шила костюмы Ильясу Жансугурову, Сакену Сейфуллину, Беймбету Майлину. С этими людьми  общался их старший сын Хамит. А детей у Асена ходжи было двое. Это упомянутый Хамит (Абдул Хамит газиз) и Омар (Мухаммед Хомар газиз). Умер Асен ходжа в 1918 году 21 марта в возрасте 46 лет.

Как я уже писал, сына Габдулгазиза ишана Хусайына в народе звали Усен. Вот что рассказал о нем вышеупомянутый Гани Искаков:

«У Усена ходжи детей не было. Он несколько раз женился. Последняя жена была глухонемой. Он, как и брат Мажит кари, делал памятники, но они были намного скромнее по сравнению с произведениями имама Мажита кари».

Хотелось бы отметить, что в доме Усена ходжи, будучи студентом каркаралинского педтехникума, жил будущий геолог-маркшейдер, член-корреспондент НАН РК, писатель, энциклопедист Акжан Жаксыбекович Машанов.

О последнем, четвертом сыне Габдулгазиза ишана Габдулфаттахе пока известно очень мало. В народе его звали Батта. Жену его звали Уя. У них были дети Галым, Жалел, Кайкен, Кадиша, Хашия, Халима. Известно, что Галым, Хашия, Халима умерли в раннем возрасте во время голода, остальные трое выжили. Жалел погиб на фронте, у него потомков нет. А вот Кайкен и Кадиша создали семьи и умерли в преклонном возрасте.

Дочери Габдулгазиза ишана

Дочь Габдулгазиза ишана Жасия

Как мне удалось выяснить, дочерей у Габдулгазиза ишана было восемь. Это Тажибану, Гаднбану, Камарбану, Биби Гайша, Бигалия, Злиха, Жасия, Халбиби. Многие из них вышли замуж за уважаемых в Каркаралинском уезде людей. Судьбу всех дочерей в одной статье написать не представляется возможным. Напишу коротко лишь о некоторых.

Гаднбану (Адуан) вышла замуж за Габдуллаха ходжа (в народе Абиш ходжа). Известным их сыном был имам Каркаралинска Имам кари.

Камарбану соединила свою судьбу с шейхом Абдысадыком ишаном, который вместе с ее отцом приехал в Каркаралинск из Туркестана. Бигалия (Алия) вышла замуж за Торебека Мырсамыкулы, которого в народе прозвали Торекожа.

Злиха была замужем за имамом мечети Кунанбая хаджи Оралбеком Жубанышулы из рода Камбар. Мужем Жасии стал потомок Саид ходжи (Сейт кожа)  Токтакожа Балтакожаулы.

Внук Габдулгазиза ишана Омар Асенов

Ерлан МУСТАФИН, краевед, г. Каркаралинск

 

 

 

 

 

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды.

Back to top button