Mінбер

Чуткий руководитель, гуманный человек

Кенес МАХАМБЕТОВ

Впервые с Такеем Есетовичем Есетовым, первым секретарем обкома Компартии, руководителем области в 70-80-х годах прошлого столетия, я встретился осенью 1978 года на отчетно-выборном партийном собрании Кызылординского политехникума. С отчетом выступил секретарь партбюро А.К. Бекпенбетов, потом  другие партийцы, в том числе и я, как секретарь комитета комсомола.

Первое впечатление от руководителя такого высокого ранга было не в его пользу. Он мне показался строгим и суховатым, выслушал всех выступающих, делая какие-то пометки у себя в блокноте, коротко выступил, поставил перед коллективом конкретные задачи.

Но дальнейшие встречи с ним показали, насколько я был неправ. В 1979 году состоялись  всенародные выборы, и Такей Есетович вместе с Тазагуль-женгей приходили голосовать на избирательный участок, расположенный в политехникуме. Алексей Николаевич Цой, тогдашний директор техникума, пользуясь особым отношением со стороны Такея Есетовича к себе (в 40-е годы он был коллегой руководителя области, работая главным инженером Каратеренской МТС), стремился показать как можно больше новшеств в возглавляемом им учебном заведении.

Такей Есетович остался доволен увиденным и похвалил руководство техникума за сделанное. Улыбаясь, он сказал буквально следующее: «Жарайсын, Алексей Николаевич! Так держать и дальше! Надо будет направить руководителей учебных заведений сюда, чтобы они поучились у нашего аксакала».

В 1980 году я был принят на работу в обком партии и под руководством Т. Есетова проработал более четырех лет. Находясь рядом с ним, открыл много нового для себя. Прежде всего, могу с уверенностью сказать, что он отличался своей ответственностью и обязательностью, благородством души и высоким гуманизмом, что немаловажно для руководителя любого ранга.  В немалой степени свою роль тут сыграло то обстоятельство, что Такей Есетович двадцатилетним юношей прошел дорогами Великой Отечественной войны, получил высшее образование в городе на Неве. Высокая нравственная атмосфера Северной Пальмиры послевоенных лет позитивно сказалась на его характере. Последовательно прошел он все этапы карьерного роста от работника Казалинской машинно-тракторной станции до первого руководителя района и области.

Под началом Т. Есетова  в Приаралье наблюдался рост вводимых орошаемых земель, шло дальнейшее освоение Тогускенского и Левобережного массивов орошения. Увеличились валовые сборы урожая риса, поголовье скота всех видов. Наметились позитивные изменения в промышленности. По его приглашению дважды в область по вопросам разработки и добычи урана в Шиелийском районе приезжал министр среднего машиностроения СССР, лауреат Ленинской, двух Государственных премий СССР, трижды Герой Социалистического Труда Ефим Славский.

Такей Есетович, работая первым секретарем обкома партии, всегда стремился обеспечить единство слова и дела, никогда не давал пустых обещаний, не сулил «кисельных рек». Намечал какие-то проекты только после того, как все было просчитано и выверено. Видимо, эта привычка восходит к тому периоду, когда он возглавлял финансовые службы Казалинского и Аральского районов.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Именно по инициативе Т. Есетова  в Кызылорде в 1984 году при непосредственном участии Академии наук республики прошла региональная научно-практическая конференция на тему «Проблемы  и перспективы комплексного развития производительных сил Кзыл-Ординской области». Первый секретарь обкома партии на этой конференции, в которой приняли участие руководители республиканских министерств и ведомств, известные экономисты и ученые, обратил внимание собравшихся на такие проблемы, как слабое развитие в регионе промышленности, недостаточную изученность природных богатств Приаралья, низкую культуру земледелия. Внес предложение провести дополнительные исследования по изучению воздействия водохозяйственных мероприятий на режим Аральского моря и экологию области. Призвал жителей области, в первую очередь, руководителей и специалистов водохозяйственного и агропромышленного комплексов, осторожно относиться к земле, чтобы, преобразуя её, не только не нанести ей вреда, а улучшить, облагородить и умножить возможности природы. Мы, отметил он, обязаны жить не только сегодняшним днем, но и завтрашним, не допуская поспешных, непродуманных решений. Эти слова Такея Есетовича не потеряли своей актуальности, и по сей день.

Он был одним из инициаторов духовного возрождения земли Сыра, воспитания молодежи на историческом наследии родного  края. Именно в эти годы новое дыхание получили айтысы акынов, а залы Алматы, других областных центров и низовьев Сырдарьи рукоплескали нашим Манапу Кокенову, Махамбеткали Турсанову, Замаддину Ибадуллаеву и другим мастерам народного фольклора. В 1980 году Жибек Багисова и Серик Шотиков стали заслуженными артистами Казахстана, а Манап Кокенов – народным акыном Казахстана после перерыва в четверть века в истории казахского поэтического слова, что свидетельствовало о творческом взлете нашего театра, реальном возрождении древнего песенного состязания – айтыса на земле Сыра.

В 1980 году были открыты памятники Коркыту-ата и Турмагамбету Изтлеуову, что было смелым шагом для того времени. Они были установлены по инициативе тогдашнего руководителя Кармакчинского района Елеу Кушербаева при непосредственной поддержке Такея Есетовича. Пришлось даже пойти на некоторые хитрости – строить эти архитектурные объекты под эгидой подготовки к республиканскому семинару по новым обрядам и традициям.

Именно в эти годы частым гостем Т. Есетова и жителей Приаралья был известный казахстанский фольклорист, исследователь, этнограф Мардан Байдильдаев, который благодаря помощи и поддержке руководства области оставил нам культурное наследие необыкновенной глубины и колоритности. До нас дошли девять кюев Коркыта, труды Бухарбай-жырау, акынов Кете-Жусипа, Омара Шораяка, Будабая, большинство работ Турмагамбета Изтлеуова.

Такей Есетович  щепетильно относился  к документам, скрупулезно вчитывался в них, чтобы в Москву и Алматы уходили безупречно грамотные письма, протоколы заседаний пленумов, бюро и секретариата обкома партии. Поэтому Борис Андреевич Дудошников, зав. общим отделом обкома тех лет, прежде чем занести на подпись к нему документы, не раз все перепроверял. «Первый» знал, что по каждому неправильно поставленному знаку препинания или неверно написанному словосочетанию будет обязательно звонок от должностных лиц ЦК КПСС Денякина или Мищенко, которые курировали Казахстан.

О щепетильности и порядочности Т.Есетова свидетельствует и такой факт. В 1947 году он получил по партийной линии строгий выговор с занесением в учетную карточку. Спустя год, в 1948-м, выговор сняли. Казалось бы, все позади, тему эту можно закрыть. Однако в 1972 году, заполняя личный листок по учету кадров, Т. Есетов счел нужным указать, в каком году получил тот выговор. Хотя вполне мог и не указывать — дело давнее, прошло 25 лет.

Он уделял большое внимание партийно-политической работе, подбору и расстановке кадров. Пройдя школу жизни длиной в треть века в низовых структурных подразделениях и будучи первым секретарем обкома партии, он к этим вопросам относился ответственно и взвешенно. Умело сочетал опыт старших по возрасту людей, дерзновение среднего поколения и здоровые амбиции молодых.

В начале 80-х годов, например, в обкоме партии среди ответственных работников были такие ветераны Великой Отечественной войны, как Сулеймен Сеитович Сеитов, Жамал Байхожаевич Байхожаев, Гафур Мухамеджанович Мухамеджанов, Виктор Михайлович Голубенко, Борис Андреевич Дудошников, Борибай Кульманович Кульманов, Сарсембай Усенов, Антонина Александровна Ковалева, сам Такей Есетович, опыт, взвешенность и трезвый взгляд которых позволяли принимать выверенные решения.

Даурхан Айдарович Айдаров, Вячеслав Васильевич Рябов, Нурдильда Уалиевич Уалиев, Максут Калыбаевич Калыбаев, Анес Утегенович Утегенов, Файзулла Каракожаевич Каракожаев, Эдуард Иванович Туровский, Нурмак Токмырзаевич Токмырзаев, Аблай Хангереевич Айдосов, Амангельды Абзалиевич Абзалиев, Абдразак Алибекович  Алибеков – это те сотрудники обкома партии, на плечи которых выпала основная тяжесть по формированию политики Приаралья в те годы.

Именно при Т. Есетове  были выдвинуты на должности заведующих отделами обкома партии Любовь Федоровна Сапожникова, Корганбек Кайруллаев, Исатай Елубаевич Елубаев, которым в те годы не было и 40 лет. Были направлены на самостоятельную работу в районы и ведомства Болат Каргабаевич Каргабаев, Олжабай Сапарбаев, Еркин Айтуманов, Станислав Петрович Констманов, Куанышкали Шапшанов, Нургельды Байболатов, Дарига Акмагамбетова, Гульбарам Саткеева, Али Муслимов, Сабит Мадибеков, Жарылкасын Сейтимов и другие, проработавшие в обкоме партии немало лет.

В обком партии в эти годы влился большой отряд молодых сотрудников, которые были полны энергии и амбиций. Среди них Амангельды Ерубаев, Еламан Керейтбаев, Виктор Першин, Абдыгаппар Амиргалиев, Лев Ким, Досмахан Кундызбаев, Абдулла Абенов, Амангельды Молдашев, Толепберген Сералиев, Жакебай Бекжанов, Асылбек Жумабаев, Рахима Даулбаева, Хусаин Сарсембаев, Валерий Ковалев, Дуйсен Жаханов, Жумаш Асанов, Толепберген Набиев, Туржигит Рамазанов, Ержигит Култаев, Алмас Тлеубаев, Серик Калиев, Инна Геннадьевна Воробьева, Ергали Алдонгаров, Рахима Ахметова, автор этих строк и другие.

Такей Есетович уделял большое внимание обучению кадров. В эти годы окончили Академию общественных наук при ЦК КПСС Вяче¬слав Васильевич Рябов, Абдразак Алибекович Алибеков, Оналбек Сапиевич Сапиев, Амангельды Абзалиевич Абзалиев, Любовь Федоровна Сапожникова, Корганбек Кайруллаевич Кайруллаев, Садуакас Садуакасович Ансатов, Болат Танешович Оразов, а многие ответственные работники обкома партии были выпускниками Алматинской высшей партийной школы.

Благословение Т. Есетова получили и многие руководители районов того периода – первые секретари райкомов партии Бодаш Уалиевич Уалиев, Жолдасбек Ердешбаевич Ердешбаев, Кахарман Табынбаевич Табынбаев, Самит Далдабаевич Далдабаев, председатели райисполкомов Ауелбек Медетбаев, Сеилбек Шаухаманов.

Как правило, заседания пленумов, бюро и секретариатов обкома партии проходили деловито, без затяжки времени и долгих прений. Такей Есетович выступал коротко и конкретно. Не позволял себе окриков и брани, нравоучительных нотаций в адрес подчиненных, всегда пытался простым и доходчивым языком донести до них суть дела. Его гуманизм не позволял ему идти на крайние меры, за каждым из провинившихся должностных лиц он видел Личность.

Но когда этого требовала обстановка, он шел на решительные меры, а потом долго переживал за это, так как это касалось многих его вчерашних соратников и подчиненных. Большим потрясением и ударом  для него была отправка в отставку практически всего бюро Казалинского райкома партии   на заседании бюро обкома партии в  1979 году. Вдвойне обидно было и потому, что за небольшой срок это была уже вторая отставка бюро этого партийного комитета.

Хотелось бы отметить, что в жизни Такея Есетовича было немало испытаний, которые он мужественно перенес. В 1968 году, когда ему исполнилось 45 лет, ушла из жизни его супруга Куралай, оставив на его попечении 5 детей. В 1984 году, не достигнув 40 лет, скоропостижно скончался старший сын Жусупбек.

Тазагуль-женгей, вторая супруга Такея Есетовича, не только стала надежной опорой ему, но и согрела теплом своего сердца его детей, заменила им мать. Все они получили высшее образование, нашли свое место в жизни, воспитывают своих детей и внуков. Кайырбек и Адильбек уже на за¬служенном отдыхе, а Еркинбек уходит на пенсию в следующем году. Все три брата живут и здравствуют в городе Аральске.

Айгуль, старшая дочь Такея Есетовича, жена профессионального дипломата, побывала во многих государствах. Сейчас они с мужем живут в Астане, продолжают трудиться в МИД РК, воспитывать детей. Айнур, младшая дочь, замужем, она успешная бизнес-леди. Аскар, младший сын, живет с мамой, работает в областном управлении занятости и социальных программ.

Немало трудностей было у Такея Есетовича и по работе. Завистники организовывали подметные письма в различные инстанции, приезжали всевозможные комиссии из центра, проводили проверки, морально травмируя не только партийного вожака, но и членов его семьи.

Нелегко было Т. Есетову в эти минуты, но он никогда не показывал этого нам. Более того, находил время для шуток с коллегами. У меня в памяти осталось, как он с улыбкой называл Козыбека Аскаровича Аскарова «юным марксистом», а при встрече с водителем, участником Великой Отечественной войны Виктором Николаевичем Семиникиным просил рассказать забавные истории и шоферские байки.

Были и предательства со стороны недавних соратников, но Бог им судья. После того, как Такей Есетович покинул пост первого секретаря, некоторое время вокруг него существовал некий вакуум. В этих условиях истинными друзьями показали себя фронтовики Еламан Дуйсекеевич Жунусбаев и Тенел Жумабаевич Жумабаев, которые не оставили его со своими раздумьями наедине, поддержали словом его и Тазагуль-женгей.

Если бы Такей Есетович был жив, то 15 ноября ему бы исполнилось 90 лет. Человека нет среди нас около 10 лет, но память о нем жива.   Всей своей жизнью он учил нас милосердию и трудолюбию, преданному служению Отчизне, верить в прекрасное будущее Казахстана.

 «Кызылординские вести», 5 октября 2013 года

 

 

 

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Сондай-ақ, оқыңыз
Жабу
Back to top button