История династии Шах Бузрюк
Шежире (родословное древо) хранится в архиве редких рукописей Академии науки РК (№1691). Данное шежире был сокращен, включив только родовую ветвь Хазрет Али и Шах Бузрюк (Взят из рукописей составителя шежире – Сейт-Омар Саттарулы).
К вниманию предоставляется редкая рукопись Академии науки РК под номером 1691. (Начало шежире не был сохранен. Первые должны были быть от Адама и Евы). Ознакомимся с вышеупомянутым шежире…
…Все начиналось так, что от них в назидание сказано что были пять дочерей, пять сыновей, в другом же назидании – сорок сыновей, сорок дочерей; в другом же источнике утверждалось, что были рождены восемдесят сыновей и восемдесят дочерей. Имя одного из сыновей Адама – Хазрети Шис (да благословит его Аллах). Его сын Ануш, от него Кайнан, сын его Маһлайил, его сын Габияр (Аяр), его сын (Марда, его сын Идрис Паян аралы, Тур тауы), Ахнух их дед, сын хазрета Идрис (да благословит его Аллах) Махдар, его сын Шаһад… Минат… их сыновья хазрет Нух (да благословит его Аллах). У него четыре сына – Сам, Хам, Яфис и Канфан.
Дети Канфана утонули вместе со многими людьми во время потопа. Все люди сегодняшнего времени являются потомками трех сыновей хазрети Нух (да благословит его Аллах). Сыновья хазрет Нух (да б.е. Аллах) Арфахшад (его сын Сам его сын Ануш бин Амр) его сын Нах, его сын Абр, его сын Фалх, его сын Сабух, его сын Нахур, (от Нахурадвое, Азар, Ибраһим. От Азара Бугам). (Между Ибрахимом и Нухом девять колен). Сын Азара хазрет Ибрахим (да благословит его Аллах), согласно одному источнику, у него были четыре сына, а по другому источнику – шесть сыновей, другой же гласит, что у него было двенадцать сыновей. Тем не менее, имена четырех сыновей – хазрет Исмагул, Исаак, Мадин и Мадаин. Известно, (имя одного из сыновей Ибрахим) хазрет Смагул (да благословит его Аллах). Имя его сына Киздар, имя его сына Ахмил, его сын Сабит, его сын Саламан, его сын Масбах, его сын Уадада, его сын Удда, его сын Аднан, его сын Махадда, его сын Назар, его сын Маср, его сын Ильяс, (Между Ибрахимом и Ильясом девять колен) его сын Мудрика, его сын Хазия, его сын Кнана, его сын Назр, его сын Малк, его сын Фиһр, его сын Галып, его сын Нуй, его сын Каһб, его сын Мурра, его сын Калб, его сын Кази, его сын Абдул Маннап, его сын Хашим (между Хашимом и Илясом 13 колен), его сын Абдул-Мутталиб, у него было десят сыновей, шесть дочерей. Имена его сыновей: Харис, Абу Талиб, Абу Лахаб, Зубайр, Мухум, Зарар, Абдалфази, Аббас, Хамза, Абдулла. Сын Абдуллы – наш пророк Мухаммед Мустафа (да бласловит его Аллах и приветсвует). У Акрама (благородный) было четыре сына, четыре дочери. Сыновья Касым, Таийб, Тахир, рожденные от жены Хадиджа Кабир. Сын Ибрагим, рожденный от жены Мария (преподношение от царя Урду). И четыре дочери – Зейнеп, Рухия, Умма-Гульсум, Фатима, рожденные тоже от Хадиджи. Один из сыновей Абду-Муталип – Абу Талиб. Его сын Карам «Аллаху уа Жихи». У хазрет Али было восемнадцать сыновей. Пять сыновей – хазрет имам Хасан и хазрет имам Хусейн, Мухаммад Ханафия, Габбас, Масур. Дочь Посланника Аллаха Мухаммад Мустафа (да благословит его Аллах и приветсвует) хазрет Фатима (р.а.), выданная за хазрет Али Карам «Аллаху Жихи». От Фатимы два сына имам Хасан, имам Хусейн.
Этот насх является «Хуласат ал-хайиа». Сын имама Хусайна– Зейн ул-Абидин, его сын имам Мухаммад Бакр, его сын имам Джагипар ас-Садык, его сын имам???, его сын Муса Казим, его сын Муса али Риза, его сын Сайид Талиб, его сын Сайид Абдулла Фазыл, его сын Сайид Абдулла, его сын Сайид Ахмад, его сын Сайид шах Хусайн, его сын Сайид Жалолиддин, его сын Сайид Камалоддин, (от хазрет Али до Жалолиддин, Сайид Камолиддин 11 колен) его сын Сайид Бурхониддин-Кылыш, от Сайид Камолиддин Мадина мунауара прибывают в сторону Кокана. Правитель Кокана был «Султан Илек Мази галбы-рахым». Он выдал дочь Сайиду Камалиддин. От нее родился Сайид Бурханиддин-кылыч. Когда скончался «Султан Илек Мази галбы-рахым» правителем становится Сайид Бурханиддин. Эта родословная идет от рода Сайида. Данное шежире взято из книги «ал-Махамад». А сын Сайида Бурханиддин Кылыш – Эмир Диуана, его сын Сайид Бурханкоджá, его сын Сайид Бурханиддин, его сын Сайид Жалолиддин, его сын Маулана Ахмад – под именем Мактум Агзам (от Сайида Талиб до Аппаккоджá пять колен) Махмудходжа, Шахкоджá, Ахмададдинкоджá, Асхадахмадкоджá, Аликрамкоджá, Алисхаккоджá, Яхиякоджá, Шахибкоджá, Муллокоджá) эти имена написаны поперек.
Махбара шариф (Кабыр) находится поблизости от Самарханда в месте Дагбет. Сын хазрет Мактум Агзама Коджá Исхак Уали, его сын Шадикоджá, его сын Абдуллакоджá, его сын Шагипкоджá, его сын Шах Бузюрк коджá. У хазрет Шах Бузюрк коджá было пять сыновей. Турсынкоджá, Шамшикоджá, Калдаркоджá, Уланкоджá, Жиенкоджá. Сын Турсынкоджá, Шарипкоджá, его сын Хабикоджá, его сын Сабыркоджá, его сын Карабаскоджá, его сын Тиллакоджá ишан, его сын Ескендиркоджá, его сын Хасайнкоджá, его сын Нуркайыпкоджá (Сайид), один из сыновей является Хуалыкоджá, его сын Хабдулла, один из сыновей Махдумкоджá и еще один сын Каттакоджá, — его сын Сарыкоджá. У Тиллакоджá было четыре сына. Старший сын Ескендир коджá, за ним Галикоджá, после идет Манкоджá, после него Калкоджá. У Ескендиркоджá было четыре сына – старший сын Хусайнкоджá, после него Жусипкоджá, после него Мухаммад коджá, после него Нур Сайидкоджá (Жанкоджá), от Аманкоджá не было сына, есть дочь. У Калкоджá было четыре сына – старший сын Сарыкоджá, после него Мусакоджá, после него Идрискоджá, Сарсекоджá. От Галикоджá один сын– Нухуб.
В строке про Исхаккоджá Уали на белой полосе было написано Кутуп ад-дин. В этой строке поперек написано – сын Шариф кожá сын Аппаккоджá Исхаккоджá. У Мухаммада сын Беделкоджá было пять сыновей – Сайид Ахмадкоджá, Сайид Мухаммадкоджá, Қурбанкоджá, Рахмадкоджá, Камалкоджá, Жайкоджá. Там написано – Мухаммадкоджá, Сайид Мухамадкоджá ишан. Сын Максума Калмухаммад, Аппаккоджá).
Напротив этой странице на белой полосе было написано – хазрет Аппаккоджá – его сын коджá Исхак. У Тиллакоджá было пять сыновей, Ескендиркоджа. Между Тиллакоджа и Шахбузюрком пять колен. Там написано, что между Шахбузюрк и Аппаккоджá семь колен. Дополнительные надписи на протяжении Шежире есть мнение других людей. (из рукописи составителя Сейт-омар Саттарулы).
(Шежире было написано двумя видами рукописей, буквы в начале писались крупными, был написан грамотным человеком. Человек, писавший в конце, знал грамматику хуш хат, арабского. Если не в начале, то в конце не написано кто написал и народу какой земли принадлежит шежире. В конце шежире есть две печати, надписи нечеткие, на одном – (прочитывается надпись «халфа», во втором – имеются очертания надписи «Мухаммад кули и Сайид Хамид коджá»).
Аппак ишан ата, Алматы – 2019
Автор книги:Лаура-Лейлахан Айткожакызы