Mінбер

Особенности архитектуры центральной азии раннеисламского времени

Аббасова-Юсупова М.

Summary

Characteristics of Central Asian Architecture of The Early Islamic

Period

The article considers the prehistory of the spread of Islamic culture and

its influence on architecture in Central Asia. The architecture of buildings

of early Islamic times is well known for research such types of religious

structures as mosques, minarets and mausoleum of the VIII-X centuries.

The architecture of the most ancient mosques is Moh in Bukhara IX-X

centuries, Chor-sutun in Termez, and the architecture of the Samanid

mausoleum is also considered.

Key words: architecture, Central Asia, Islamic times, mosques,

minarets, mausoleum.

В середине VIII века близ небольшой речки Талас на границе

современных Киргизии и Казахстана столкнулись две сверхдержавы,

боровшиеся за влияние в Центральной Азии. С запада напирали

войска арабов-мусульман, уже более ста лет расширявших

территорию халифата за счет завоеванных земель, а с востока –

войска могущественного и обширного Танского Китая. «По своему

итоговому значению эта не самая крупная битва, безусловно,

входит в десятку важнейших в мировой истории. И не менее

парадоксально то, что при всем своем значении она остается одной

из самых малоизвестных широкому кругу любителей истории»1. В

Таласском сражении 751 года победу одержали арабы, с небольшим

преимуществом. Но после этой битвы и арабы и китайцы поняли,

что дальнейшие притязания на расширение границ в желанном ими

направлении будут безуспешны. Таким образом, на Среднем Востоке

установилось равновесие, нарушенное только в начале XIII века

походами Чингисхана2. Сражение остановило продвижение на запад

границ Танской империи. Победа в этом бою полководца Зийада б.

Салиха позволила наместнику халифата Абу Муслиму в кратчайший

срок подчинить своей власти весь Мавераннахр3.

Среди благоприятных последствий результата Таласского

сражения исследователи считают значимыми то, что было

остановлено продвижение на территории Центральной Азии арабов

на восток, а китайцев – на запад, Ислам начал распространяться

среди тюркских народов, от китайских пленных в Самарканде были

переняты секреты изготовления бумаги и др.4

Еще одним важным последствием Таласского сражения явилось

установление в Средней Азии ислама и формирование, а затем

блистательное развитие исламской архитектуры, основанной на

мощных местных традициях. В данной статье рассмотрим ранний

период становления этого зодчества, приходящийся на VIII-X вв.

Ко времени арабских завоеваний в VII-VIII вв. наиболее крупные

города Центральной Азии состояли из трех частей: крепости-диз,

арк; города – шахристан; и окружавших их торгово-ремесленных

предместий-рабадов. В это время еще существовали древние стены,

окружавшие оазисы – Девори-Киямат, обводившая Самарканд и его

округу, стена Кампирак или Кампир-дувал вокруг Бухарского оазиса,

стены Мервского оазиса и др.

В IX-X вв. политическая стабильность и высокий экономический

уровень в Центральной Азии обусловили бурное городское строительство

и расцвет благоустроенных феодальных городов. С конца IХ в.,

Бухара – столица обширного государства Саманидов получает более

интенсивное развитие и становится ведущим городом Центральной

Азии. По сообщению автора X в. Джейхони, в Хорасане и Мавераннахре

не было города, равного Бухаре по величине и заселенности.5

При Саманидах, как и прежде, многие города состоят из крепости,

шахристана и рабада, который в этот период также обносится

оборонительной стеной и включается в черту города. Основные улицы

рабада, где преимущественно обосновались торговцы и ремесленники,

соединялись с воротами шахристанов. Главными узлами в планировке

рабада были базары, иногда крытые или защищенные навесами от

солнца. Рядом с ними располагались общественные и культовые

сооружения – мечети, бани, караван-сараи и т. д.

В условиях поливного земледелия важную роль играло

водоснабжение городов и их окрестностей. При наместнике Хорасана

Абдулло б. Тахире (828-844) законоведы даже «разработали

нормы водопользования – Свод правил о пользовании водой для

искусственного орошения («Китаб ал-куний» – Книга об арыках), была

усовершенствована и развита система водоснабжения, строились

новые каналы»6.

В городах, расположенных на равнинах, вода для питья и полива

садов подводилась по каналу и системой арыков распространялась

по всему городу. Иногда для этой цели служили водопроводы – кубуры

из гончарных труб. Воду запасали в водоемах – хаузах, которые часто

устраивали в культовых и общественных центрах, при караван-

сараях и медресе. В Самарканде и Исфиджабе, расположенных на

возвышенности, вода подавалась по насыпной дамбе типа акведука.

В ряде крупных городов существовала система канализации,

когда сточные воды из жилых помещений по кубурам-гончарным

трубам отводились в водопоглощающие колодцы. По свидетельству

современников, ряд городов Мавераннахра и Хорасана, хорошо

снабженных водой, утопали в зелени садов.

В архитектуре, с распространением в Центральной Азии Ислама,

возрастает роль мусульманских культовых сооружений – мечетей, и

начиная с эпохи Саманидов, – медресе и мавзолеев. В строительстве

при использовании прежних материалов – сырца, пахсы и дерева,

в монументальном зодчестве все большую роль начинает играть

жженный кирпич на глиняном, а затем и на ганчевом растворах.

Причем жженый кирпич был квадратный, мелкий прекрасного

качества и нежного светло-желтого цвета. Для украшения фасадов

кирпич с отесанными и резными гранями выкладывался декоративной

рельефной кладкой. Получался как бы плетеный рисунок, создающий

богатую игру светотени.

При Саманиде Насре- II (914-943) в Бухаре на площади Регистан

был построен дворец правителей и рядом десять зданий для диванов

– своеобразных министерств этой эпохи. В источниках упоминаются

многочисленные мечети и медресе эпохи Саманидов. В 985 г. в Бухаре

строится широко известная и крупнейшая на Востоке библиотека

Саманидов, называемая «Савои Ул-Хикмат»7. По сообщению

работавшего в ней Ибн-Сины, библиотека «была помещена в особом__

доме со многими комнатами. В каждой стояли сундуки, полные книг»,

расположенных по тематике8. Авиценна, восхищаясь богатсвом и

уникальностью этой библиотеки, впоследствии писал, что в ней он

нашел рукописи, которых не встречал ранее и не нашел позднее в

других книгохранилищах.

При кладке конструкций, работающих во влажном режиме (бань,

сардоб, мостов и фундаментов) использовались водоустойчивые

известково-зольные растворы. Со временем кривая куполов и

арок приобретает более стрельчатое очертание, что увеличивало

сейсмостойкость этих конструкций. На фоне рельефной кладки

выделялись детали и пояса из резного облицовочного кирпича,

поначалу примитивный эпиграфический орнамент.

Орнаментальная кладка и детали из резной терракоты

создавали богатую игру светотени сочетание светло-желтого

кирпича и прозрачных теней придавал кладке утонченность и

ажурность, разнообразие в узоропостроении и особо тщательная

и высококачественная кирпичная выкладка фасадов оказывали

сильное эмоциональное воздействие.

В основном монументальные постройки имели кирпичную фактуру

стен, но дворцовые интерьеры иногда украшались резьбой по ганчу

разнообразного изысканного рисунка с сочетанием геометрического

растительного орнаментов.

В архитектуре IX-X вв. в процессе интенсивного строительства

совершенствовались различные типы зданий: культовые постройки

– мечети, мавзолеи и, вероятно, медресе, и гражданские сооружения

– жилые и торговые здания, караван-сараи, рабаты и бани. Из них,

для караван-сараев, соборных мечетей, медресе, суфийских ханака

и ряда дворцов характерна была дворовая или дворово-айванная

композиция со внутренним двором, которая имела местный генезис,

восходящий к древнебактрийским усадьбам и дворцам периода

раннего железа (VII-IV вв. до н. э.).9

Среди зданий раннеисламского времени сохранились, либо хорошо

известны по исследованиям такие типы культовых сооружений,

как мечети, минареты и мавзолеи VIII–X вв., которые будут кратко

рассмотрены далее.

В Центральной Азии мечети появились с арабскими завоеваниями

и исламизацией края сначала в Мерве – в VII в., в Бухаре в начале

VIII в., а затем и в других городах региона. Первые мечети здесь, как

и в других завоеванных арабами странах, устраивались на месте

домусульманских культовых зданий. К примеру, первые соборные

мечети Бухары и Самарканда были устроены в доисламских храмах

в крепости или вблизи нее. С установлением ислама новые соборные

мечети стали возводить и в шахристане.

По историческим источникам известно, что наиболее ранней

в Центральной Азии была соборная мечеть Мерва Бени Махан,

«выстроенная внутри города (медины) в начале Ислама»10. Затем

были сооружены вторая, т.н. «старая мечеть» у западных ворот

шахристана11. И третья соборная мечеть, возведенная Абу-Муслимом

в 750 г. «в центре рабата» на канале Маджан12. Также одна из ранних

мечетей была выстроена «неким Абу Ризамом ал-Мутавви’и ар-

Ризали (ум. в 795)» на средневековой территории Мерва в Султан-

кале, где впоследствии вырос большой квартал, который в XII в.

называли Хауз Ризам13.

В Бухаре первую соборную мечеть выстроил в 713 г. наместник

арабов Кутейба б. Муслим «в крепости на месте капища идолов

и приказал жителям города собираться туда на молитву каждую

пятницу»14. Вторая соборная мечеть Бухары, из-за тесноты и

ветхости первой, была построена в 770 г. между крепостью и

шахристаном (городом) при наместнике Фазле б. Яхъе. Он потратил

много средств и усилий для ее возведения. Последующие правители,

в том числе амир Исмаил Самани, неоднократно ее расширяли и

восстанавливали. Судя по данным Х в. Максиди о том, что «соборная

мечеть находится в городе, она имеет несколько дворов»15, эту

мечеть вероятно расширяли путем прибавления к первоначальному

ядру дополнительных дворов. В 918-19 гг. визирь Саманидов Абу-

Убайдулла Джейхани при этой мечети возвел минарет с деревянным

фонарем, который сгорел в ХI в.

Об архитектуре ранних зданий этого типа свидетельствуют

остатки наиболее древних мечетей – Мох в Бухаре IX-X вв., Чор-

сутун в Термезе начала XI в. и др. В основном они представляли

собой замкнутое прямоугольное в плане помещение или навес,

раскрытый в одну-две стороны. В их интерьерах мощные кирпичные

столпы несли сводчатое или арочно-купольное (порой и то и другое)

перекрытие. Более крупные – соборные мечети представляли собой

двор, обведенный по периметру галереей на кирпичных столбах

(мечеть в Данданакане Х в.). Непременным атрибутом каждой мечети

была ориентированная на Мекку, т.е. на запад, михрабная ниша,

декоративному убранству которой придавали особое значение.

Например, «соборная мечеть Пайкенда славилась своим михрабом,

который был позолочен и украшен драгоценными камнями; по своей

позолоте он превосходил все прочие михрабы Мавераннахра»16.

Стены мечетей в IX-X вв. в основном возводили из сырца или

глинокаркасными. При этом часто конструкции их перекрытия –

арки, своды, купола и несущие их колонны возводились из жженого

кирпича. Таковы конструкции мечети Деггарон (ХIв.) и др. Позже,

сырцовые стены некоторых мечетей облицовывали жженым

кирпичом, например, стены мавзолея-мечети Шир-Кабир в Мешхеди-

Мисриане. Иногда мечети строились полностью из жженого кирпича,

на что историки обращали особое внимание. Так, по Наршахи, «в

Фарабе (бухарский оазис) находится большая соборная мечеть;

стены и крыша выстроены исключительно из жженого кирпича, так

что во всей постройке нет совсем дерева»17

Наиболее ранней из известных является мечеть Мох у базара

Атторон, выстроенная в Бухаре в IX-X вв. на месте капища

огнепоклонников. Позже на ее месте дважды – в XII и XVI вв.

возводилась новая мечеть, получившая название Магоки-Аттори. Под

полами мечети ХII в. были выявлены остатки мечети Мох IХ-Х вв. Судя

по ним мечеть Мох IХ-Х вв. представляла собой четырёхстолпное

здание с арочно-купольным перекрытием, украшенное резным ганчем

«с окраской и позолотой» и богатой настенной живописью18. Вероятно

поэтому Наршахи называл ее «одной из замечательных мечетей

Бухары»19. По его же свидетельству, в 937 г. во время крупного пожара

в городе мечеть Мох сгорела. Жители Бухары лишь на третий день

смогли потушить пожар20. На основании этого факта Г.А. Пугаченкова

выдвинула предположение, что стены этой мечети были скорее

из деревянного каркаса с сырцовым заполнением, а конструкции

перекрытий, как отмечалось, – из жженого кирпича. Весьма схожа

по структуре с Мох были мечети ХI в. Деггарон в селении Хазара в

Бухарском оазисе и Чор-Сутун в Термезе.

К наиболее ранним мечетям с дворовой структурой относится

мечеть в Данданакане Х в. Вокруг ее внутреннего двора размещалась

галерея на кирпичных столпах диаметром 80 см. Снаружи постройку

обводила сырцовая стена. Мечеть была украшена резным ганчем,

отчего ал-Максиди в Х в. называл ее «красивой»21.

В IХ-Х вв. уже существовали, получившие впоследствии

распространение праздничные мечети -намозгох, которые еще

называли мусалля или йидгох.

Местом первых праздничных мечетей, судя по Мерву и Бухаре,

служили городские площади. Так, Намозгох Мерва, по свидетельству

Истахри, находилась «в квартале «Рас ал-Мейдан» на площади Абу

Джахма, и окружают это место молитвы со всех сторон здания и

постройки, и лежит оно между каналом Хурмузаффара и Маджан»22.

В Бухаре для первой намазгох Кутейба б. Муслим избрал «место

внутри города, известное под названием Регистан», т.е. площадь,

прилегающую к кухендизу с запада23. Это было на заре исламизации

края и поэтому людям было приказано приходить сюда с оружием,

чтобы враг не застал молящихся врасплох. Архитектура этих

ранних намазгах не упоминается, и лишь можно предположить,

что эти площади с запада имели михраб и минбары. Со временем

внутригородские площади стали тесными для праздничных молитв

и намозгохи стали устраивать на более обширных загородных

площадях. К примеру, вторую намазгах Бухары Саманид Мансур б.

Нух в 970-71 гг. устроил на огороженном забором месте у Самтинской

дороги. «Он заказал очень красивые минбары и михрабы и приказал

сделать несколько возвышений, с которых произносящие такбир,

могли бы произносить этот возглас так, чтобы всем молящимся было

слышно. От места праздничной молитвы до ворот крепости Бухары

было пол-фарсанга (около 3 км) расстояния, и все это пространство

во время праздничной молитвы занимали молящиеся»24.

Минареты, предназначавшиеся для созыва мусульман

на молитву, были непременным атрибутом соборной мечети.

Предполагают, что генезис минаретов восходит к домусульманским

сторожевым башням. В Центральной Азии более распространенным

был тип минарета с круглым, утончающимся кверху стволом,

завершенным арочным фонарем. Первые из них не сохранились, но

известно, что они были выстроены из сырца. Некоторые сырцовые

минареты позже облицовывались жженым кирпичом. Иногда фонари

минаретов возводились деревянными (минарет Джайхони Х в. в

Бухаре), впоследствии их стали сооружать из кирпича. С начала ХI

в. многие минареты уже возводились полностью из жженого кирпича

и украшались несколькими горизонтальными поясами эпиграфики,

к примеру, минарет Абу Джафар Ахмеда 1004/5 г. в Мешхеди-

Месториане.

Известны минареты Х-ХI вв. в Куня Ургенче, вблизи г. Токмака

в Киргизии (нижний диаметр 8,85 м. сохранился на высоту 21,6 м.

первоначально был в два раза выше), небольшой минарет при мечети

Чор-сутун 1037 г. (диаметром ствола 3 м и высотой 13 м).

Мавзолеи. По установлениям раннего ислама мусульманина

хоронили скромно под открытым небом, и место его захоронения

отмечалось лишь небольшим могильным холмиком. Однако к IХ в.

намечается тенденция к возрождению домусульманского культа

поклонения святым могилам и назревает потребность обессмертить

память о могущественном владыке или верховном духовном

правителе. Так, «когда в 862 г. умер халиф ал-Мунтасир, его гречанка-

мать, вдова халифа ал-Мутаваккиля, обратилась за разрешением__

на возведение мавзолея»25. Разрешение было дано и так возник

один из первых мусульманских мавзолеев Кубба ас-Сулабия, в

котором, вслед за ал-Мунтасиром, похоронили двух следующих

халифов -ал-Мутазза и ал-Мухтеди»26. В дальнейшем, по примеру

халифов, начали возводить многочисленные мавзолеи, которые со

временем становились все более монументальными по объему и

насыщенными по декору. Традиционно это самый многочисленный

из сохранившихся тип построек, которые оберегались из почитания

и не разрушались завоевателями из суеверного страха. Поэтому на

примере сохранившихся мавзолеев IХ-Х вв. можно наиболее полно

рассмотреть эволюцию нового стиля, сложившегося в архитектуре

этого времени.

Наиболее ранним на территории Центральной Азии

сохранившимся зданием является мавзолей Саманидов (10х10 м,

зал 7,2х7,2 м), выстроенный впервые полностью из жженого кирпича

в Бухаре в правление Исмаила Самани между 874-907 гг. Мавзолей

представляет собой центрическое по композиции и кубическое по

форме, однокамерное, увенчанное сферическим куполом здание с

одинаковыми фасадами. По его углам на на три четверти выступают

башни – гулдаста, а по верху проходит невысокая арочная галерея.

разнообразным ажурным рисунком – плетенкой, кружками, зубцами,

переплетающимися лентами и др., что придает необычайную легкость

и изысканность этому, на самом деле, весьма тяжеловесному и

монументальному сооружению, созданному с большим запасом

прочности.

По архитектурному стилю и композиции «памятник этот всем

своим образным строем обращен в будущее, хотя корни его глубоко

уходят в давно культивированную местную почву»27.

В последующем строительстве с использованием многих черт этой

бухарской постройки начинает формироваться новый портально-

купольный тип мавзолеев. При этом главный вход оформляется в

виде выступающего вперед и по высоте портала, где и сосредоточен

основной декор – рельефная выкладка кирпича, резные ганч и

терракота. Таков мавзолей в селении Тим в Самаркандской области,

выстроенный в 977-978 гг. полностью из жженого мелко-форматного

кирпича. Он представлял собой небольшое однокамерное портально-

купольное сооружение (8х8,7 м, зал 5,60 х 5,60 м). В интерьере с

оштукатуренными стенами оригинальна система подкупольных

трехлопастных парусов с декоративными угловыми колонками.

  1. 2. 3.

Илл. III. Мавзолей Араб-ата, 977-988 гг. в селении Тим Самаркандской обл.

  1. Разрез по вертикали,
  2. план, 3. разрез по горизонтали на уровне парусов. По – ВИА, Т.8. М.,

1969, с. 215.

Мавзолей в Тиме был как бы промежуточным звеном в

эволюции стиля исламской архитектуры Центральной Азии от

зрелой центрически-купольной композиции мавзолея Саманидов

27 Пугаченкова

к будущему портально-купольному типу мавзолеев, который почти

двумя столетиями позднее достигнет предельной выразительности в

узгенских мавзолеях 1152 и 1187 гг.

Этот нарождающийся архитектурный стиль в ХI-ХII вв., при

общности основных тенденций развития, строительных материалов,

приемов и конструкций, получил интересную разнообразную

интерпретацию и приобрел своеобразные локальные черты в каждом

из крупных регионов Центральной Азии.

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button