Mінбер

Искусство введения войны при атлахской битве

Кушубеков А. Т.

Summary

The Art of Fighting in the Battle of Atlah

The article deals with the art of introducing war at the Battle of Atlakh.

The peculiarity of the military art of the arabs and nomadic tribes, as well

as the transformation of the training of the military in the Tang dynasty.

Keywords: Atlakh, nomadic tribes, military, Tang dynasty.

Политическая обстановка в Семиречье была сложной. Тюргешские

каганы утратили реальную власть. Разобщенные племена не могли

оказать сильного сопротивления иноземцам – захватчикам. Этим

воспользовались танские наместники в Восточном Туркестане и

вмешались в династийные распри между «желтыми» и вероломно

казнили владетеля Чача.

Арабы не могли оставить без внимания столь дерзкое

вмешательство танской империи в дела Средней Азии. Спор

преобладание решился в сражении на берегу р.Талас.

Таласская битва является важной, в решении политической

ситуации и в решении геополитики в VIII веке и в определении

дальнейшей судьбы Центральной Азии в том числе кыргызов [5.252].

В регионе в первой половине VIII века борьба за территории

вспыхнула с новой силой. Китайские императоры стремились

использовать эту нестабильность степи в своих интересах. В 748

году китайский экспедиционный корпус захватил и разрушил столицу

западнотюркских каганов Суяб, а в 749-м захватил Чач и отослал его

правителя в Китай, где тот был казнен.

Сын казненного правителя Чача обратился за помощью к

арабам. К этому времени всеми действиями арабов в Средней Азии

распоряжался Абу Муслим, возглавлявший антиомейядское движение

и, собственно, приведший к власти в халифате новую династию

– Аббасидов. Как раз незадолго до этого арабский отряд Салиха

ибн Хумейда взял Тараз, но был осажден в нем китайской армией

и тоже обратился за помощью к наместнику Аббасидов в Хорасане

Абу Муслиму. Просьбы о помощи сына казненного владетеля Чача и

опасения за судьбу своего отряда в Таразе заставили Абу Муслима

отправить на выручку осажденным отряд под командованием Зияда

ибн Салиха.

Решающее столкновение между двумя мощными цивилизациями

– арабов и китайцев – произошло в июле 751 года на реке Талас.

Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама.

Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание

территории, населенной неверными (немусульманами), путем

«священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все

совершеннолетние и свободные мусульмане, лишь в крайнем случае

разрешалось нанимать для участия в священной войне неверных.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла

собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления

и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII –

середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных

частей-постаянного войска и добровольцев, и каждая находилась

под командованием своего полководца. В постоянном войске особое

место занимали привилегированные воины-мусульмане [4.17.]

Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были

воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был

воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в

составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота.

Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что

значительно повышало мобилность армии. Для ведения боя воины

на верблюдах вооружались длинными копьями.

Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и

разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами,

длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный

диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный

рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый

топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко

применяли осадные орудия –баллисты, катапульты и тараны. Их

изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью

катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, шлема,

надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.

Сила арабского войска была в мобильности-способности быстро

передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника

местах, а также в хорошр организованном взаимодействии пехоты

и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал,

арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь,

защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит

следующую цитату из арабского сочинения: “Как только разбит лагерь,

эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательство

и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии,

препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и

предохраняет против других опасностей , которые могут возникнуть

благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям”.

Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения-

преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок.

Время династии Тан-эпоха своеобразного китайского Возрождения-

ознаменовалось и новым взлетом военного искусство Китая. Вообще

само возникновение и утверждение династии Тан стало возможным

прежде всего благодаря талантливым полководцам.

Они последовательно и терпеливо приучали своих солдат к новому

типу ведения боя, заимствованному у кочевников. Солдаты должны

были жить в юртах, питаться мясом и молоком, ездить верхом и

участвовать в облавных охотах. Данный метод дал результат в том что,

сформированная конница по боевым качествам перестала уступать

тюркской. В Китае возникла настоящая мода на все тюркское-одежду,

жилище, пищу и т. д.

Военная техника напрямую связано с развитем традиционных

китайских боевых искусств, основанных на совершенствовании

идеалов, улучшении физической формы, самозащите, а также ы

стремлении обладать глубокой теоией техники и мастерства. Поэтому

боевые искусство являются очень важной частью воинсокой культуры

Китая. Особенно распространилась специализация отрядов в каком-

либо одном виде оружия; в войсках широко использовались меч,

копье, посох, топорюй (топор с длинной ручкой) и даже серп и вилы.

В эпоху Тан особенного расцвета достигли многочисленные техники

владения мечом, возникшие еще в эпоху Сражающихся царств.

Известен афоризм: тремя сокровищами династии Тан являются

стихи Ли Бо, техника владения мечом Пэй Миня и каллиграфия Чжан

Сюя. Получили развитие и тяжелые арбалеты, установленные на

лафетах, и противоконные “железные шипы”. Стрелы изготовлялись

из высушенного бамбука [4.18.]

Тактика основывалась преимущественно на скорости и

мобильности, на фланговых и охватывающих маневрах. Китайские

полководцы выстраивали войска по “диаграмме восьми рядов__Чжугэ Ляна” в “строй шести цветов”. Следовало обладать большой

искусностью, чтобы посредством гонгов, флажков барабанов в полной

мере управлять в бою такой армией. Поэтому китайсике полководцы,

имевшие возможность собрать миллионную армию, предпочитали

управлять небольшими соединениями в 10, 30 или тысячи воинов

[5,252].

Армия состояла из арбалетчиков, пехоты и конницы. Поскольку

в эпоху тан был изобретен способ выплавки стали из железа,

благодаря которому значительно усовершенствовалась технология

металлургического производства, оружие и защитное вооружение

китайской армии было наилучшим в регионе.

Нужно отметить роль местных тюркских племен в решении данной

битвы. Китайские источники свидетельствуют, что у тюрок была

хорошо организованная и дисциплинированная армия, ядро которой

составляла тяжеловооруженная и дисциплинированная армия, ядро

которой сотавляла тяжеловооруженная кавалерия- копейщики.

Стратегия и тактика у кочевников зачастую были далеки от

совершенства, но благодаря умению использовать все преимущетсва

своего образа жизни им удавалось достигать на полях сражений

самых невероятных результатов. Дистанционный бой, доведенный

до совершенства хуннами, перешел в разряд одного из тактических

приемов ведения сражения, а маневренная конница, призванная

изматывать противника, атаковать боевым строем. Стремительно

напав на врага бронированной лавой, они сеяли смятение в ряды

оборонявшихся, планомерно разбивали их на части и, обратив в

бегство, уничтожали.

Для достижения этой цели кочевникам понадобилось возродить

латную конницу (катафрактов), которая когда-то была уже у их далеких

предков-скифив. Но в описываемое время латы изготавливались уже

не из тяжелых бронзовых пластин, а из железных, которые были

тоньше, легче, а главное, намного прочнее.

В рассматриваемый период кочевники сообразили, что тактика

китайцев переменилась, и быстро внесли существенные изменения

в свою стратегию, сделав ставку исключительно на внезапность

нападения.

В арабских источниках упоминается: «Тюрк стреляет по диким

животным, птицам, мишеням, людам… он стреляет, гоня во весь

опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает

десять стрел, прежде чем арабский стрелок положит одну стрелу на

тетиву…»__

Таким образом, в Таласской битве были использованы разные

виды военной тактики. Но при этом нельзя отрицать роль и места

местного тюркского населения. Использование кочевых приемов в

сражении привели к результатам которые, определили дальнейшую

историю Средней Азии в том числе и кыргызского народа.

Список литературы

  1. Бартольд В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана.

Бишкек, 1996.

  1. Осмонов Ө. Ж. Кыргызстан тарыхы Б. 2012.
  2. Эралиев. З.Э.Бабабыз менен даңкталсак // “Чүй баяны”. -2 октября.

2001.

  1. Светлов. Р.В. Великие сражения Востока- М, 2009.
  2. История Кыргызской ССР.том l. Ф,. 1984.
  3. Караев О.К История Караханидского каганата ( X- начало Xlll в.).

Ф., 1983.

  1. Большоков О. Г. К истории Таласской битвы (751 г.)-// Страны и

народы Востока. – М: Наука 1980.

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button