Жаңалықтар

Историческое значение таласской битвы

Мырзаханова, Р.

Summary

Historical Significance of the Battle of Talas

The article is devoted to the adoption of Islam by the Turks in the

Abbasid era and the importance of the Battle of Atlakh. The Battle of Talas,

the Battle of Atlakh, took place in 751 between Chinese and Arab troops

in the vicinity of the city of Atlakh. On the eve of the battle of 749, the long

battle for the throne in the Arab Caliphate ended, and the Abbas dynasty

named Kara Kiyas came to power. They strengthened their influence on

their former possessions in Central Asia, which remained outside the

control of the caliphate.

Keywords: Islam, Turks, Abbasid, Battle of Talas, Kara Kiyas.

Одним из древнетюркских государств, созданных на казахстанской

земле, был Тургешский каганат. Тургеши, в основном, населяли

Семиречье. В середине VIII века Тюргешское государство переживало

период распада. Первоначально этим моментом пользовались

карлуки. Но тургеши и другие тюркские племена Семиречья также

подвергались серьезной угрозе со стороны китайцев и арабов. В 751

году в Семиречье с востока вторглась Танская империя Китая. Они

захватили и разрушили одну из столиц Тургеша – Суяб. В это время с

юга начали поход и арабы. Таким образом, в Семиречье пересеклись

интересы Китая и Арабского халифата. Китайские и арабские войска

встретились в долине реки Талас недалеко от атлаха, небольшого

города тюргешей. С обеих сторон на фронтах войны участвовало

более 100 тысяч бойцов. Судьбу великой битвы, которая длилась

пять дней, решили карлуки. В решающий период войны они восстали

и выступили против китайцев. В ожесточенной битве арабы одержали

победу.

Это была историческая победа. Ведь после этого сражения до

нескольких сотен лет Китай не хотел вторгаться. Арабы не могли

задержаться здесь надолго. Через некоторое время они покинули

Семиречье, и турецкие племена снова стали владельцами этой

земли.

* Магистр истории

Сколько раз казахские степи топтались на лошадиных копытах,

в пролитой крови, в искореженной судьбе не было кренов. Огланы,

охваченные огнем чести и могуществом Булыга, изо всех сил старались

спасти эту степь от сильных рук врага. Так он оставил особый пример

мужества на последующие века. Это мы видели в битве при Атлахе

без зеркала. Но об этой битве сегодня многие не знают до конца. Не

было причин для этого, мы не открывали рта и не говорили о данном

сражении, а говорили лишь о каком-то единственном желании, как

внутри, так и снаружи. Возможно, это связано с тем, что мы еще не

смогли избавиться от влияния прежней имперской точки зрения и

советско-командно-административной политики. Если ты не будешь

свободен, то там не будет искренности. Так что, что бы мы ни говорили,

о чем бы мы ни писали, мы будем писать только историческую правду,

рожденную свободными мыслями. Да, еще в I половине VIII века

арабы начали активно атаковать Среднюю Азию и Казахстан. В 705-

706 годах в Мауереннахре объединенные силы тургешей и согдийцев

нанесли серьезный удар по арабам. Так в 706-709 гг. был образован

туркеш-согдийский Союз. В свою очередь, в борьбе против арабов

командующий Кули Шор был признан с особым героизмом. Вскоре в

633 году в Мекке был опубликован лозунг «Война за религию». Первое

столкновение тюргешей с арабской армией начинается с того, что в

711-712 гг. в составе армии победоносного Тоньюкока прошел путь

к «железным воротам». А в 714 году Кутейба ибн Муслим захватил

волоски (Ташкент).

В то же время арабы подчинили Самарканд в 711 году, Ходжент

и Фергану в 713 году и Восточный Туркестан в 715 году. В 728-729

гг., когда Самарканд и Бухарский народ восстали против арабов, он

снова поверил армии тургешей. Затем войска тургеша освободили

всю Согдийскую землю от арабов. В 731-732 гг. тургешская армия

разгромила арабскую армию между кешем и Кермином [1, с 9]. Позже

арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах вторгся на юг

Казахстана и вторгся в Среднюю Азию. В это время между самими

тургешами, правившими на территории современного Казахстана,

произошла ожесточенная борьба, которая длилась шесть лет, в

результате которой вождь черных тургешей пришел к власти Сулу. Он

перевез свою орду из Суяба в город Талас (Тараз).

В 715-738 годах при Сулу Кагане усилился каганат, а сам Сулу

арабы называли «Абу мусаким» («тифеген» или рогатый Каган). В 737

году тургеши во главе с Сулу в союзе с карлуками, вытеснив арабов,

продвинулись в Токарстан, однако Сулу Каган потерпел поражение.

Позже Сулу (в своей палатке) был убит в 738 году в предательстве

графа Тархана, командующего городом Навакент. После Сулу в

каганат сел Тункарсан Кутшар, правление которого длилось всего год

или два. Кули Шор, военачальник Сулу, в 720-721 годах преследовал

арабов Согдийской земли и одержал победу. Каган Кара тургешей

вел трехстороннюю борьбу за сохранение независимости прекрасной

страны: арабской, китайской и Восточной турками [2, с 11].

В 738-748 годах между желтыми и черными тургешами была война,

которая длилась 10 лет, в некоторых источниках говорится, что война

длилась 20 лет. В 746 году Семиречье было атаковано карлуками. В

748 году китайцы воспользовались этим обстоятельством и захватили

Суяб, направив войска в Куш (Восточный Туркестан) в Семиречье.

Одна из величайших битв в истории человечества-битва при

Атлахе. Битва при атлахе произошла в 25 километрах от Тараза,

недалеко от одного из древних городов-города Атлаха. В 751 году на

реке Талас, возле городка Атлах, в кровопролитном конфликте между

арабами и китайцами, продолжавшемся 5 дней, тургеши вышли на

сторону арабов и одержали победу. Для тургешей это сражение имело

большое значение, то есть вынудить китайские войска покинуть

тюркские земли. Военачальником арабов, Аббасидов в этой битве

был Зияд ибн Салих, а командующим Китаем был Гао Сян Чжи.

Точнее, в окрестностях города под названием Атлах на реке

Талас произошла серьезная битва между арабами и китайцами.

Результаты этой войны оказали большое влияние на развитие

тюркской цивилизации. Китайские лидеры, используя внутренние

противоречия, происходящие в Тургешском каганате, осаждают город

Талас. В целях противодействия китайцам, пиявка Каган посылает

посла в Арабский халифат, чтобы вместе дать отпор врагу. Арабский

халифат, завоевавший Иаран, Кавказ, Афганистан и весь Ближний

Восток, отправляет в помощь 20-30-тысячную армию. Войска двух

могущественных государств встречаются и сражаются у реки Талас.

Кровопролитная битва длится пять дней.

На пятый день карлуки нанесли внезапный удар по врагу, в

результате чего уитаи потерпели поражение. По данным арабских

историков, 50 тысяч убитых и 20 тысяч взятых в плен китайской

армии. Битва при атлахе-одно из важнейших событий в истории

тюркских народов. Это положило конец китайской экспансии и

привело к распространению ислама в Центральной Азии. Но, каганов

қабылдағанымен местного ислама, арабской власти таралмады эти

земли. Также после битвы карлуки и уйгуры восстанавливают свое

государство.

Китайские войска не только были изгнаны из Семиречья, но и,__

оказавшись под давлением уйгуров и тибетцев на обратном пути, они

были вынуждены навсегда покинуть Восточный Туркестан. Арабы

также отступили к городу Шаш,не задержавшись в долине реки Талас.

Сражение под Атлахом имело большое значение для судьбы народов

Жетысу и Мауереннахра. Так закончилась полувековая туркешско-

арабская конфронтация и начались союзнические отношения [3, с21].

В исторических записях ясно сказано, что в 757 году, в период

восстания Лушан и Шы – сын, начавшегося против царства Тан, часть

тургешей оказывала поддержку повстанцам, а часть шла в составе

арабской армии «белой одежды» до Орды Тан-Лоян. «Тем не менее,

Таласская битва поставила точку в политике вторжения империи Зари

в Среднюю Азию. После этого события военные укрепления империи

в Восточном Туркестане были разрушены. В результате арабской

оккупации пни также были вынуждены отказаться от Центральной

Азии и Восточного Туркестана».

Действительно, историческая миссия битвы Атлаха, победившей

в битве общины (и не только армии) расширила ценность мировых

ценностей и добавила энергии. Он прославил последователя

крылатых принципов ислама, привил питательную основу верований

– новый смысл познания. Первая ласточка исламской цивилизации,

духовно возродившая восхождение тюркского народа на Алтае –

Туран, также ознаменовалась победой в этом Атлахско-Таласском

сражении [4, с 97].

Первым французским исследователем по истории битвы при

Атлахе стал Эдуард Шаванн (1865–1918), который также в первой

половине XIX века опубликовал на французском языке некоторые

главы летописи династии хань «26 историй», охватывающих 4-5

тысячелетий истории азиатского континента. Иакинф Бичурин (1777–

1853), получивший в этот период некоторое знакомство с упомянутой

историографией, еще раньше перевел ряд китайских источников на

русский язык.

А на рубеже XX-XXI веков Лев Гумилев, Мурад Аджи, Рустем

Рахманалиев, Сергей Кляшторный, Турсын Султанов и многие

другие тюркские ученые-исследователи непрерывно публиковали

небольшие комментарии по атлахско-Таласской битве. К сожалению,

в истории улуса, нации, города занимает особое место в истории

мировой цивилизации, в истории человечества нет ни одной из

знаменитых боев «золотыми буквами», ни одной специальной научно-

исследовательской книги, посвященной битве при Атлахе, ни одной

отдельной научно-познавательной книги [5, с 59].__

В далеком Сарыозене (Янцзы) в последние 100 лет до н. э. к

древнему поселению – Алтаю-Тарбагатаю, Кобде-Кунтау, Дештыкуму

(Гоби), в более поздние времена к впадине «правая стена», к

Еренкабыру-Жетысу, по которой протекали реки семь, дошла до

священной Чу-Таласской земли передняя повозка кочевников,

перешедших в сторону древнего поселения-Алтая-Тарбагатая, Кобды-

Кунтау, Дештыкума (Гоби). В то время здесь царили поселения Тараз,

Атлах, Охкум, Барысхан, Мирки, Кулан, тогда кочевая община начала

формироваться в западном регионе. Из исторических источников

известно, что в отдаленных поселениях, где внешний покой народа

не был окончательно сформирован, происходила бурная обстановка,

полная ужасов, которая длилась около шести-семи веков.

Таким образом, туркешско-арабские отношения, которые

сначала переросли в менее противоречивые, а затем продолжились

в незыблемом дружественном миротворчестве, считались

значительным успехом во внешней политике. Таким образом, тюрки

всегда были готовы своевременно нанести быстрый удар по силам,

угрожающим их независимости, значительно модернизировав свои

связи со странами, достойными союза с ними. Это был благородный

идеал наших предков, укрепленный в курмаке «Мәңгілік Ел».

Литература

  1. Цитата взята из книги эренжена Хара-Дабана. С. 243.
  2. Бартольд В. В. Тюрки: лекции по истории турецких народов Сред-

ней Азии. – Алматы: Жалын, 1993. с. 125.

  1. https://faktiler.kz/atlah-shajqasy-turaly-malimet
  2. «Ты знаешь?»энциклопедия / Сост.: Райымбеков К. Ж., Байгабы-

лов К. Т. – Алматы: Аруна, 2011. – с. 144.

  1. «Казахстан»: Национальная энциклопедия / главный редактор А.

Нысанбаев-Главная редакция «Казахской энциклопедии» Алматы,

1998 ISBN 5-89800-123-9, том IX.

 

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды.

Back to top button