Mінбер

Таласская битва: исторический выбор цивилизации

Нуржанов А. А.

Summary

The Battle of Talas: The Historical Choice of Civilization

In the history of all civilizations, there are key points of their

development, moments at which their fate was decided, their cultural and

military-political appearance was formed. Often, iconic battles were such

moments. Among those not only for the history of Kazakhstan, but also

for the Steppe civilization and world culture as a whole, was the Talas

battle. In addition to its historical significance and meaning, it is valuable

because it can become a kind of example on geopolitics, the history of

religions and military affairs. As a result, the Turkic peoples joined the

Arab culture, and through it to the world one, becoming its integral part.

Islamic culture gave rise to a process in the region, later called the “Muslim

Renaissance”, stimulating the development of urban culture, architecture,

scientific knowledge, marking the “Golden Age” in Central Asia.

Key words: Talas battle, civilization, Atlah, karkuks, turgeshi, arabs,

urban culture, Maverannakhr, Taraz

В истории всех цивилизаций существуют ключевые точки их

развития, моменты, в которые решалась их судьба, формировался

облик их культурный и военно-политический облик. Зачастую

такими моментами становились знаковые битвы. К числу таковых

не только для истории Казахстана, но для Степной цивилизации и

мировой культуры в целом стала Таласская битва. Думается, кроме

ее исторического значения и смысла, она ценна тем, что может

стать своеобразным учебникам по геополитике, истории религий и

военному делу.

В историческом плане она любопытна тем, что не была

канонизирована современниками, посчитавшими ее вполне рядовым

событием в бесконечном ряду военных столкновений той эпохи.

Со временем же за ней стало признаваться все более и более

значительное влияние не только на судьбы Китая и Средней Азии, но

и на развитие всего мира.

* К.и.н., Институт археологии им. А. Х. Маргулана, Алматы, Казахстан.

Таласская долина, или северное Притяньшанье составляет юго-

западную область Жетысу. С юга ограничено Таласским и Кыргызским

хребтами, на севере-песками Мойнкум и равниной Бетпак-Дала,

на западе-ответвлением хребта Каратау, на востоке Шу-Илейскими

горами. Река Талас берет начало на южных склонах Таласского

Алатау и вступают в широкую долину, разделяясь на рукава. Длина

Таласской впадины около 70 км, ширина 30-35 км, продолжительность

безморозного периода составляет 140-160 дней, почвы-светло и темно-

каштановые сероземы, что позволяет заниматься хлебопашествам,

садоводством и виноградарством, разведением технических культур,

развивать животноводство. Необъятные просторы Таласской

долины с глубокой древности привлекали к себе человека, который

оставил здесь самые разнообразные археологические памятники,

раскрывающие историю племен и народов, населявших долину

со ІІ тыс. до н.э. Археологические изучения дали возможность

вскрыть наиболее древние страницы ее истории, не запечатленные

в письменных источниках. Письменные источники сообщают

сравнительно поздние данные об ее истории, и несомненно, что

жизнь в ней началась задолго до древнейших о Таласской долине.

Сообщения Чжан-Сянья 138-126 гг. и 115-104 гг. легли в основу

описания стран Средней Азии в древнейшем китайском историческом

сочинении Ши-Цзи. Соответствующая глава явилась исходной и

для позднейших историков. В 27 году н.э. китайский историк Баньгу

составляет «Историю старшей династии Хан (202 г. до н.э.-8 г. н.э.)

под названием Цянь-Хань Шу. В этой истории впервые упоминается

р. Талас. «Здесь указывается, что его лагерь (гунского шаньюя

Чжи-чжи) состоящий из палаток (юрт?), был расположен в городке

севернее поселения, обнесенным валом, по- китайски «чэн» (слово

обозначающее «город») на реке Да-Луй в нескольких ли от снеговых

гор. «Река Да-Луй и есть древнейшая китайская транскрипция

известного названия реки «Талас» [1, с.47].

Ставка Чжи-чжи шаньюя, находилась вблизи средневекового

города Тараз, на территории государства Кангюй, а отсюда следует,

что р. Талас входила во владения кангюйцев, хотя здесь и были их

окраинные восточные владения.

В середине VI в. н.э. политическую арену в Центральной Азии

вступает новое государственное образование – Тюркский каганат.

Тюрки занимают сначала территорию от Алтая до Сырдарьи,

заключают союз с Ираном и громят государство эфталитов, затем

продвигаются до Причерноморья. Обладая огромными богатствами,

полученными в качестве дани от Китая и во время войн, они были

заинтересованы в активном развитии торговли на Великом Шелковом

пути, поддерживая согдийских купцов.

В 742 году политическая гегемония на территории Великой

степи перешла к союзу трех тюркских племен – карлуков, уйгуров

и басмылов. Басмылы на короткое время возвысились, и их вождь

стал каганом, но в 744 году уйгуры и карлуки разбили басмылов.

В результате этих событий в Центральной Азии возникло новое

государство – Уйгурский каганат (744–840 годы). Глава уйгурских

племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул

правого (западного) ябгу. Тем не менее такое положение карлуков

явно не устраивало. Стремление к самостоятельности привело их к

тому, что в 746 году («в год собаки») они откололись от Уйгурского

каганата. В результате в середине VIII века в Семиречье развернулся

новый виток борьбы за тюркское наследство. Ябгу – вождь карлуков

– простер свою номинальную власть на весь Тянь-Шань до Кашгара

и Ферганы.

Китайские императоры стремились использовать эту

нестабильность степи в своих интересах и приняли неугомонных

карлуков под свое покровительство. С помощью Китая карлуки

подчинили своей власти Семиречье, а имперская армия продвинулась

на рубеж Сырдарьи. В 747 году Гао Сяньчжи совершил поход на

Болюй (Тибет), а на следующий год помог карлукам в их конфликте с

правителем Чача (Ташкента). В 748 году китайский экспедиционный

корпус захватил и разрушил столицу западнотюркских каганов Суяб,

а в 749-м захватил Чач и отослал его правителя в Китай, где тот был

казнен.

Казалось, ничто уже не может помешать китайской империи

утвердить свое полное влияние в этом регионе, но тут на арене

борьбы проявилась новая сила – мощная волна экспансии арабов.

Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры

обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены

пророком Мухаммедом в единое государство, идеологической основой

объединения которого стала новая религия – ислам. Поначалу сам

Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей.

Затем ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно

консолидировались в привилегированную группу, получившую

исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка

стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов

(заместителей пророка). Первые четыре из них, так называемые

праведные халифы, искоренили всякое недовольство исламом в

стране и завершили политическое объединение Аравии.__

Наибольшего могущества арабское государство достигло в

период правления Омейядов (661–750 годы) Сломив к этому времени

сопротивление берберов, они завоевали Северную Африку, затем в

VII – первой половине VIII века арабами были завоеваны огромные

территории из бывших византийских и персидских владений, включая

Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и

Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но

было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732

году. На востоке же арабский полководец Кутейба к 715 году подчинил

халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и

Самарканд, а в 720-е годы овладел долиной Инда.

И вот сын казненного правителя Чача (Ташкента) обратился

за помощью к арабам. К этому времени всеми действиями арабов

в Средней Азии распоряжался Абу Муслим, возглавлявший

антиомейядское движение и, собственно, приведший к власти в

халифате новую династию – Аббасидов. Как раз незадолго до этого

арабский отряд Салиха ибн Хумейда взял Тараз, но был осажден в

нем китайской армией и тоже обратился за помощью к наместнику

Аббасидов в Хорасане Абу Муслиму. Просьбы о помощи сына

казненного владетеля Чача и опасения за судьбу своего отряда в

Таразе заставили Абу Муслима отправить на выручку осажденным

отряд под командованием Зияда ибн Салиха.

В VІІІ в. в долине Таласа происходили столкновения между

тюркскими правителями, арабами и войсками китайского императора.

К 751 году войска халифата завоевали территории Ирана, Ирака,

Сирии, Палестины.. Несмотря на сопротивление Западно-Тюркского

каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав

халифата. С проникновением арабов в регионе постепенно начал

распространяться ислам.

Активные военные действия проводимые тюрками в Жетысу

затрудняли подчинение этих областей арабам, что и было отмечено

выдающимся ученым-востоковедом В.В. Бартольдом: «Арабские

завоеватели доходили долины Таласа, но не присоединили ее к своим

владениям». Произведенное еще А.Н. Бернштамом «исследование

Таласской долины и междуречье Талас-Шу показало, что город Тараз

приобрел в это время исключительное значение и явился форпостом

мусульманской культуры Семиречья [2. с.14]».

К моменту сражения с обеих сторон собралось по 20—30 тысяч

воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы.

Сражение продолжалось целых пять дней. На пятый день в тыл

китайцам неожиданно ударили силы карлуков. В разгар битвы__

карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими

родами, вступили в бой против древнего врага степняков. Китайская

армия дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом

проложил полководцу дорогу среди охваченных паникой воинов. [3.

с.82].

Таласская битва в энциклопедии аль-Макдиси, написанной в 966

г. содержит следующее описание битвы: «Он (Абу-Муслим) послал

Зияда ибн Салиха, и тот завоевал округа Мавераннахра пока не достиг

Тараза и Атлаха. Тогда обеспокоились китайцы, их пришло больше

сто тысяч и осадили они Са›иду б. Хумайда в медине Тараза. (В это

время) Абу Муслим стоял в своем лагере в Самарканде и послал на

помощь Са›иду б. Хумайду рабочих и ополчение добровольцев тот

несколько раз вступал с ними (китацами) в сражение, из них было

убито 45000, взято в плен 25000, остальные бежали, мусульмане

завладели их лагерем» [4, с.132-136].

Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную

роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана,

развязали узел многочисленных противоречий, получили наглядный

пример единства единокровных народов. Кроме того, именно эта

битва привела к тому, что китайская экспансия было прервана, и с этой

стороны на многие столетия была предотвращена угроза нашествий.

Битва на реке Талас (Атлахская битва) — сражение, произошедшее

в июле 751 года на реке Талас (предположительно в приграничных

районах современных Казахстана и Кыргызстана) между войсками

Аббасидской империи и Карлукского каганата с одной стороны,

и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. «Атлук»

(Атлах) – название города недалеко от Тараза [5]. Здесь развернулась

грандиозное сражение между аббасидским военоначальником

Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сянь-чжи. Битва

продалжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев

восстали карлуки к перешли на сторону арабов. Китайское войско

было наголову разбито Результатом битвы стала победа Аббасидов

с карлуками, что положило начало распространению ислама в

Центральной Азии, а также арабскому влиянию на участках Великого

Шелкового пути в регионе.

Битва положила конец продвижению на запад границ Танской

империи. В то же время китайским военачальникам удалось

нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило

их продвижение на восток, в Семиречье, на земли Тюргешского

каганата. Разразившееся через несколько лет после битвы восстание

Ань Лушаня подорвало мощь танского Китая и заставило императора

отозвать свои пограничные гарнизоны на восток.

В. В. Бартольду были известны ещё два упоминания Таласской

битвы. Одно из них — неоднократно цитировавшееся сообщение ас-

Са‛алиби о том, что производство бумаги в Самарканде наладили

китайцы, взятые в плен Зийадом б. Салихом [6, с. 28]. Другое

— рассказ первого историка Багдада Ибн Тайфура о перстне с

яхонтом, посланном Зийадом б. Салихом Абу Муслиму «из Китая»

и подаренном затем ас-Саффаху; он переходил по наследству от

халифа к халифу, пока не был потерян ар-Рашидом при стрельбе из

лука [4, с. 8-9]. Этими тремя арабскими источниками до сих пор и

ограничивались наши сведения о Таласской битве[4].

Огромную роль эта битва сыграла и в последующей истории

народов Средней Азии. С одной стороны, фактически навсегда был

положен конец посягательствам Китая на восточную и центральную

части Средней Азии, которые он стремился поставить под свой

контроль в течение почти тысячелетия, а с другой – она означала

окончательный политический и административный контроль в этом

регионе арабских халифов и торжество мусульманской религии

[7, с. 53-63]. Тюркские народы приобщились к арабской культуре,

а через нее и к мировой, став ее составной частью. Исламская

культура породила в регионе процесс, впоследствии названный

Мусульманским Ренессансом, стимулировав развитие городской

культуры, архитектуры, научного знания, ознаменовав «Золотой век»

в Центральной Азии, что отмечалось еще Бернштамом [8].

Карлуки создали свое независимое государство. К 766 году они

закончили покорение Семиречья, Таласа, долины реки Чу и дошли

до Западного Тянь-Шаня. К X веку карлукские племена расселились

на обширной территории Казахстана – от Джунгарского Алатау до

среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль,

в долинах рек Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской

области вплоть до средневекового города Отрар. Однако из-

за постоянных войн с арабами и другими кочевыми племенами

карлукское государство в 940 году пало под натиском Кашгара, а в 960

году карлуки становятся частью исламского мира на государственном

уровне[9, 10].

Как и любое знаковое историческое событие, Таласская битва за

прошедшие века обросла множеством легенд, преданий, эпических

сказаний. Но одна известно точно: среди китайских военнопленных

оказались специалисты по производству бумаги и шелка. До середины

VIII это были два наиболее бережно хранимых китайцами секрета,

теперь же они раскрылись и постепенно через арабов стали известны__

и в Европе. Значение открытия технологии изготовления бумаги для

мировой культуры, пожалуй, трудно переоценить. То же самое можно

с уверенностью сказать и об Таласской битве, навсегда изменивший

культурный ландшафт Центральной Азии и территории Казахстана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бернштам А.Н. Из истории гуннов В І в. до н.э. Хуханье и Чжи-Чжи

шаньюи, Советское Востоковедение, Л. 1940.

  1. Бернштам А.Н. Труды Семиреченской археологической экспеди-

ции: Таласская долина. Т. 1. Алма-Ата, 1949. С. 14.

  1. Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине реки

Талас и смежных районах // Труды ИИАЭ АН КазССР, Т. 8. – Ал-

ма-Ата, 1960. – С. 82.

  1. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.).// Страны наро-

ды Востока. Вып. XXII. М., 1980. С. 132-136.

  1. Махмуд Махмуд ал Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы: Дайк-

Пресс. 2005. С. 348

  1. Ас-Са‛āлиби. Латā’иф ал-ма‛āриф та’лӣф… ас-Са‛āлиби, тахкӣк

Ибрāхим ал-Абйāрӣ ва Хасан Кāмил ас-Сирāфӣ. Ал-Ḳāхира, 1379

[1960].

  1. Нуржанов А.А. Историко-археологическое изучение средневеко-

вого Тараза. Материалы международной научно-теоретической

конференции «Новые взгляды на историю Казахстана», посвя-

щенной 70-летию Почетного академика НАН РК, д.и.н., профессо-

ра Таласа Омарбекова. Алматы: Қазақ университеті, 1 июнь 2018

г. -379 с.

  1. Бернштам А.Н. Труды Семиреченской археологической экспеди-

ции: Таласская долина. Т. 1. Алма-Ата, 1949. С. 14

  1. Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведе-

ний для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Бе-

леницкого, ред. Т. Г. Леммлейна, X.К. Баранова и А.А. Долининой.

М., 1963.

  1. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 1. М., 1963.

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button