Таласская битва: исторический выбор цивилизации
Нуржанов А. А.
Summary
The Battle of Talas: The Historical Choice of Civilization
In the history of all civilizations, there are key points of their
development, moments at which their fate was decided, their cultural and
military-political appearance was formed. Often, iconic battles were such
moments. Among those not only for the history of Kazakhstan, but also
for the Steppe civilization and world culture as a whole, was the Talas
battle. In addition to its historical significance and meaning, it is valuable
because it can become a kind of example on geopolitics, the history of
religions and military affairs. As a result, the Turkic peoples joined the
Arab culture, and through it to the world one, becoming its integral part.
Islamic culture gave rise to a process in the region, later called the “Muslim
Renaissance”, stimulating the development of urban culture, architecture,
scientific knowledge, marking the “Golden Age” in Central Asia.
Key words: Talas battle, civilization, Atlah, karkuks, turgeshi, arabs,
urban culture, Maverannakhr, Taraz
В истории всех цивилизаций существуют ключевые точки их
развития, моменты, в которые решалась их судьба, формировался
облик их культурный и военно-политический облик. Зачастую
такими моментами становились знаковые битвы. К числу таковых
не только для истории Казахстана, но для Степной цивилизации и
мировой культуры в целом стала Таласская битва. Думается, кроме
ее исторического значения и смысла, она ценна тем, что может
стать своеобразным учебникам по геополитике, истории религий и
военному делу.
В историческом плане она любопытна тем, что не была
канонизирована современниками, посчитавшими ее вполне рядовым
событием в бесконечном ряду военных столкновений той эпохи.
Со временем же за ней стало признаваться все более и более
значительное влияние не только на судьбы Китая и Средней Азии, но
и на развитие всего мира.
* К.и.н., Институт археологии им. А. Х. Маргулана, Алматы, Казахстан.
Таласская долина, или северное Притяньшанье составляет юго-
западную область Жетысу. С юга ограничено Таласским и Кыргызским
хребтами, на севере-песками Мойнкум и равниной Бетпак-Дала,
на западе-ответвлением хребта Каратау, на востоке Шу-Илейскими
горами. Река Талас берет начало на южных склонах Таласского
Алатау и вступают в широкую долину, разделяясь на рукава. Длина
Таласской впадины около 70 км, ширина 30-35 км, продолжительность
безморозного периода составляет 140-160 дней, почвы-светло и темно-
каштановые сероземы, что позволяет заниматься хлебопашествам,
садоводством и виноградарством, разведением технических культур,
развивать животноводство. Необъятные просторы Таласской
долины с глубокой древности привлекали к себе человека, который
оставил здесь самые разнообразные археологические памятники,
раскрывающие историю племен и народов, населявших долину
со ІІ тыс. до н.э. Археологические изучения дали возможность
вскрыть наиболее древние страницы ее истории, не запечатленные
в письменных источниках. Письменные источники сообщают
сравнительно поздние данные об ее истории, и несомненно, что
жизнь в ней началась задолго до древнейших о Таласской долине.
Сообщения Чжан-Сянья 138-126 гг. и 115-104 гг. легли в основу
описания стран Средней Азии в древнейшем китайском историческом
сочинении Ши-Цзи. Соответствующая глава явилась исходной и
для позднейших историков. В 27 году н.э. китайский историк Баньгу
составляет «Историю старшей династии Хан (202 г. до н.э.-8 г. н.э.)
под названием Цянь-Хань Шу. В этой истории впервые упоминается
р. Талас. «Здесь указывается, что его лагерь (гунского шаньюя
Чжи-чжи) состоящий из палаток (юрт?), был расположен в городке
севернее поселения, обнесенным валом, по- китайски «чэн» (слово
обозначающее «город») на реке Да-Луй в нескольких ли от снеговых
гор. «Река Да-Луй и есть древнейшая китайская транскрипция
известного названия реки «Талас» [1, с.47].
Ставка Чжи-чжи шаньюя, находилась вблизи средневекового
города Тараз, на территории государства Кангюй, а отсюда следует,
что р. Талас входила во владения кангюйцев, хотя здесь и были их
окраинные восточные владения.
В середине VI в. н.э. политическую арену в Центральной Азии
вступает новое государственное образование – Тюркский каганат.
Тюрки занимают сначала территорию от Алтая до Сырдарьи,
заключают союз с Ираном и громят государство эфталитов, затем
продвигаются до Причерноморья. Обладая огромными богатствами,
полученными в качестве дани от Китая и во время войн, они были
заинтересованы в активном развитии торговли на Великом Шелковом
пути, поддерживая согдийских купцов.
В 742 году политическая гегемония на территории Великой
степи перешла к союзу трех тюркских племен – карлуков, уйгуров
и басмылов. Басмылы на короткое время возвысились, и их вождь
стал каганом, но в 744 году уйгуры и карлуки разбили басмылов.
В результате этих событий в Центральной Азии возникло новое
государство – Уйгурский каганат (744–840 годы). Глава уйгурских
племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул
правого (западного) ябгу. Тем не менее такое положение карлуков
явно не устраивало. Стремление к самостоятельности привело их к
тому, что в 746 году («в год собаки») они откололись от Уйгурского
каганата. В результате в середине VIII века в Семиречье развернулся
новый виток борьбы за тюркское наследство. Ябгу – вождь карлуков
– простер свою номинальную власть на весь Тянь-Шань до Кашгара
и Ферганы.
Китайские императоры стремились использовать эту
нестабильность степи в своих интересах и приняли неугомонных
карлуков под свое покровительство. С помощью Китая карлуки
подчинили своей власти Семиречье, а имперская армия продвинулась
на рубеж Сырдарьи. В 747 году Гао Сяньчжи совершил поход на
Болюй (Тибет), а на следующий год помог карлукам в их конфликте с
правителем Чача (Ташкента). В 748 году китайский экспедиционный
корпус захватил и разрушил столицу западнотюркских каганов Суяб,
а в 749-м захватил Чач и отослал его правителя в Китай, где тот был
казнен.
Казалось, ничто уже не может помешать китайской империи
утвердить свое полное влияние в этом регионе, но тут на арене
борьбы проявилась новая сила – мощная волна экспансии арабов.
Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры
обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены
пророком Мухаммедом в единое государство, идеологической основой
объединения которого стала новая религия – ислам. Поначалу сам
Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей.
Затем ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно
консолидировались в привилегированную группу, получившую
исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка
стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов
(заместителей пророка). Первые четыре из них, так называемые
праведные халифы, искоренили всякое недовольство исламом в
стране и завершили политическое объединение Аравии.__
Наибольшего могущества арабское государство достигло в
период правления Омейядов (661–750 годы) Сломив к этому времени
сопротивление берберов, они завоевали Северную Африку, затем в
VII – первой половине VIII века арабами были завоеваны огромные
территории из бывших византийских и персидских владений, включая
Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и
Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но
было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732
году. На востоке же арабский полководец Кутейба к 715 году подчинил
халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и
Самарканд, а в 720-е годы овладел долиной Инда.
И вот сын казненного правителя Чача (Ташкента) обратился
за помощью к арабам. К этому времени всеми действиями арабов
в Средней Азии распоряжался Абу Муслим, возглавлявший
антиомейядское движение и, собственно, приведший к власти в
халифате новую династию – Аббасидов. Как раз незадолго до этого
арабский отряд Салиха ибн Хумейда взял Тараз, но был осажден в
нем китайской армией и тоже обратился за помощью к наместнику
Аббасидов в Хорасане Абу Муслиму. Просьбы о помощи сына
казненного владетеля Чача и опасения за судьбу своего отряда в
Таразе заставили Абу Муслима отправить на выручку осажденным
отряд под командованием Зияда ибн Салиха.
В VІІІ в. в долине Таласа происходили столкновения между
тюркскими правителями, арабами и войсками китайского императора.
К 751 году войска халифата завоевали территории Ирана, Ирака,
Сирии, Палестины.. Несмотря на сопротивление Западно-Тюркского
каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав
халифата. С проникновением арабов в регионе постепенно начал
распространяться ислам.
Активные военные действия проводимые тюрками в Жетысу
затрудняли подчинение этих областей арабам, что и было отмечено
выдающимся ученым-востоковедом В.В. Бартольдом: «Арабские
завоеватели доходили долины Таласа, но не присоединили ее к своим
владениям». Произведенное еще А.Н. Бернштамом «исследование
Таласской долины и междуречье Талас-Шу показало, что город Тараз
приобрел в это время исключительное значение и явился форпостом
мусульманской культуры Семиречья [2. с.14]».
К моменту сражения с обеих сторон собралось по 20—30 тысяч
воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы.
Сражение продолжалось целых пять дней. На пятый день в тыл
китайцам неожиданно ударили силы карлуков. В разгар битвы__
карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими
родами, вступили в бой против древнего врага степняков. Китайская
армия дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом
проложил полководцу дорогу среди охваченных паникой воинов. [3.
с.82].
Таласская битва в энциклопедии аль-Макдиси, написанной в 966
г. содержит следующее описание битвы: «Он (Абу-Муслим) послал
Зияда ибн Салиха, и тот завоевал округа Мавераннахра пока не достиг
Тараза и Атлаха. Тогда обеспокоились китайцы, их пришло больше
сто тысяч и осадили они Са›иду б. Хумайда в медине Тараза. (В это
время) Абу Муслим стоял в своем лагере в Самарканде и послал на
помощь Са›иду б. Хумайду рабочих и ополчение добровольцев тот
несколько раз вступал с ними (китацами) в сражение, из них было
убито 45000, взято в плен 25000, остальные бежали, мусульмане
завладели их лагерем» [4, с.132-136].
Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную
роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана,
развязали узел многочисленных противоречий, получили наглядный
пример единства единокровных народов. Кроме того, именно эта
битва привела к тому, что китайская экспансия было прервана, и с этой
стороны на многие столетия была предотвращена угроза нашествий.
Битва на реке Талас (Атлахская битва) — сражение, произошедшее
в июле 751 года на реке Талас (предположительно в приграничных
районах современных Казахстана и Кыргызстана) между войсками
Аббасидской империи и Карлукского каганата с одной стороны,
и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. «Атлук»
(Атлах) – название города недалеко от Тараза [5]. Здесь развернулась
грандиозное сражение между аббасидским военоначальником
Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сянь-чжи. Битва
продалжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев
восстали карлуки к перешли на сторону арабов. Китайское войско
было наголову разбито Результатом битвы стала победа Аббасидов
с карлуками, что положило начало распространению ислама в
Центральной Азии, а также арабскому влиянию на участках Великого
Шелкового пути в регионе.
Битва положила конец продвижению на запад границ Танской
империи. В то же время китайским военачальникам удалось
нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило
их продвижение на восток, в Семиречье, на земли Тюргешского
каганата. Разразившееся через несколько лет после битвы восстание
Ань Лушаня подорвало мощь танского Китая и заставило императора
отозвать свои пограничные гарнизоны на восток.
В. В. Бартольду были известны ещё два упоминания Таласской
битвы. Одно из них — неоднократно цитировавшееся сообщение ас-
Са‛алиби о том, что производство бумаги в Самарканде наладили
китайцы, взятые в плен Зийадом б. Салихом [6, с. 28]. Другое
— рассказ первого историка Багдада Ибн Тайфура о перстне с
яхонтом, посланном Зийадом б. Салихом Абу Муслиму «из Китая»
и подаренном затем ас-Саффаху; он переходил по наследству от
халифа к халифу, пока не был потерян ар-Рашидом при стрельбе из
лука [4, с. 8-9]. Этими тремя арабскими источниками до сих пор и
ограничивались наши сведения о Таласской битве[4].
Огромную роль эта битва сыграла и в последующей истории
народов Средней Азии. С одной стороны, фактически навсегда был
положен конец посягательствам Китая на восточную и центральную
части Средней Азии, которые он стремился поставить под свой
контроль в течение почти тысячелетия, а с другой – она означала
окончательный политический и административный контроль в этом
регионе арабских халифов и торжество мусульманской религии
[7, с. 53-63]. Тюркские народы приобщились к арабской культуре,а через нее и к мировой, став ее составной частью. Исламская
культура породила в регионе процесс, впоследствии названный
Мусульманским Ренессансом, стимулировав развитие городской
культуры, архитектуры, научного знания, ознаменовав «Золотой век»
в Центральной Азии, что отмечалось еще Бернштамом [8].
Карлуки создали свое независимое государство. К 766 году они
закончили покорение Семиречья, Таласа, долины реки Чу и дошли
до Западного Тянь-Шаня. К X веку карлукские племена расселились
на обширной территории Казахстана – от Джунгарского Алатау до
среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль,
в долинах рек Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской
области вплоть до средневекового города Отрар. Однако из-
за постоянных войн с арабами и другими кочевыми племенами
карлукское государство в 940 году пало под натиском Кашгара, а в 960
году карлуки становятся частью исламского мира на государственном
уровне[9, 10].
Как и любое знаковое историческое событие, Таласская битва за
прошедшие века обросла множеством легенд, преданий, эпических
сказаний. Но одна известно точно: среди китайских военнопленных
оказались специалисты по производству бумаги и шелка. До середины
VIII это были два наиболее бережно хранимых китайцами секрета,
теперь же они раскрылись и постепенно через арабов стали известны__
и в Европе. Значение открытия технологии изготовления бумаги для
мировой культуры, пожалуй, трудно переоценить. То же самое можно
с уверенностью сказать и об Таласской битве, навсегда изменивший
культурный ландшафт Центральной Азии и территории Казахстана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бернштам А.Н. Из истории гуннов В І в. до н.э. Хуханье и Чжи-Чжи
шаньюи, Советское Востоковедение, Л. 1940.
- Бернштам А.Н. Труды Семиреченской археологической экспеди-
ции: Таласская долина. Т. 1. Алма-Ата, 1949. С. 14.
- Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине реки
Талас и смежных районах // Труды ИИАЭ АН КазССР, Т. 8. – Ал-
ма-Ата, 1960. – С. 82.
- Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.).// Страны наро-
ды Востока. Вып. XXII. М., 1980. С. 132-136.
- Махмуд Махмуд ал Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы: Дайк-
Пресс. 2005. С. 348
- Ас-Са‛āлиби. Латā’иф ал-ма‛āриф та’лӣф… ас-Са‛āлиби, тахкӣк
Ибрāхим ал-Абйāрӣ ва Хасан Кāмил ас-Сирāфӣ. Ал-Ḳāхира, 1379
[1960].- Нуржанов А.А. Историко-археологическое изучение средневеко-
вого Тараза. Материалы международной научно-теоретической
конференции «Новые взгляды на историю Казахстана», посвя-
щенной 70-летию Почетного академика НАН РК, д.и.н., профессо-
ра Таласа Омарбекова. Алматы: Қазақ университеті, 1 июнь 2018
г. -379 с.
- Бернштам А.Н. Труды Семиреченской археологической экспеди-
ции: Таласская долина. Т. 1. Алма-Ата, 1949. С. 14
- Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведе-
ний для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Бе-
леницкого, ред. Т. Г. Леммлейна, X.К. Баранова и А.А. Долининой.
М., 1963.
- Бартольд В.В. Сочинения. Т. 1. М., 1963.