Mінбер

​Ради чести и свободы

В 2018 году в Казахстане отмечают 200-летие поэта-философа Шортанбая Канайулы

Национально-освободительное восстание Кенесары Касымова в первой половине XIX века ярко отразилось в творчестве казахских поэтов. Вышедшие из народа Нысанбай, Доскожа, Кудери кожа, Жазык, Доскей дали яркие образы последних казахских батыров. На этом фоне выделяется творчество поэтов Шортанбая, Дулата и Мурата.

Выдающийся писатель и литературный критик Мухтар Ауэзов в 1927 году издал учебник «История казахской литературы», где он пишет: «Начало XIX века ознаменовано творчеством Шортанбая Канайулы. В его стихах впервые в казахской поэ­зии прозвучали скорбные мотивы по героическому прошлому народа. Так как он в своих произведениях воплотил общий настрой и идею того времени, поэтов этого течения мы назвали поэтами «эпохи скорби». Первая волна начинается с эпохи Абылай-хана и завершается новаторской поэзией Абая… Большая плеяда поэтов этого направления появилась на волне народно-освободительного движения хана Кенесары».

Шортанбай Канайулы родился в 1818 году близ города Туркестана в семье потомственных мусульманских шейхов из рода кожа. С малых лет он знакомится с произведения­ми религиозно-дидактического характера, созданными религиоз­но-мистической литературной школой Ахмеда Ясави. Через сочинения Ахмеда Ясави – «Хикмат», Сулеймана Бакыргани – «Бакырган», «Ахыр Заман» юный Шортанбай познает религиозно-философские идеи суфизма.

Свои знания поэт развивает в научных центрах Бухары, Самарканда и Ташкента. В его ранних стихах превалирует религиозная направленность, основанная на ценностях канонов ислама. Бурные события начала XIX века, когда царские войска устремились в казахские степи, кардинально поменяли творчество юного поэта. В произведениях появляется бунтарский дух.

В 1838 году Шортанбай находится в повстанческих отрядах хана Кенесары, участвует в битвах за Акмолу, Кокшетау, Актау. Позже, в 1864-м, защищая священный Туркестан, участвует в битве под Иканом. В сражениях за родную землю поэт посвящает огненные строки последнему легендарному хану Кенесары и его знаменитому сыну Садык-торе. К сожалению, эти поэмы и стихи не сохранились.

Как свидетель того времени дош­ла до нас поэма «Агыбай-батыр», посвященная соратнику хана Кенесары. Шортанбай был муллой рода Агыбай-батыра и кочевал вместе с ними. Несмотря на утерянную рукопись поэмы, сородичи известного полководца из уст в уста передавали произведение Шортанбая. Высокую оценку этой поэме дал ученый Ермухан Бекмаханов: «Из цикла историчес­ких песен о Кенесары и Наурызбае и его батырах надо назвать поэму «Агыбай-батыр»… В поэме рассказывается, как Агыбай-батыр ездил по отдаленным казахским родам, в том числе туркменским, собирать лучших коней для войск Кенесары».

Первые строки исторической поэ­мы «Агыбай-батыр» начинаются эпически:

Знаменитый батыр Агыбай

из рода Шубыртпалы

Повел за собой отважных батыров.

Витязи Агыбай, Кошкарбай и Бухарбай

Встали под знамена хана Кенесары.

Не ради славы, а ради чести и свободы

Отдали они свою жизнь за народ…

(здесь и далее – вольный перевод Марата Абсеметова).

Шортанбай Канайулы стал свидетелем поражения национально-освободительного движения. Расправа над побежденными и установление новых порядков, когда в казахскую степь пришли раньше «царские пушки, чем поэзия Пушкина», породили в душе поэта пессимизм и безверие. С горечью он пишет:

…Царизм заковал в оковы

Лучших сыновей народа.

Хочешь уйти – путь загорожен,

Хочешь жить, но нет житья.

…Наступит ли заря свободы

для казахов,

Сбудется ли эта мечта?..

Ушла вольная жизнь,

Наступила эпоха скорби!

Шортанбай в своих социально-философских стихах размышляет, что с утерей традиционной национальной культуры народ окажется невежественным. По его мнению, царизм нарушит вековые устои семейных отношений, младшие перес­танут уважать старших. С уходом последних казахских батыров на первое место вышли лесть, подхалимство, обман, предательство национальных интересов.

…Почитая бездушных чиновников,

Обивая их пороги,

Народ боится тюрем,

Зияющих, как черная могила…

Хоть сыт ты или голоден,

Береги свою честь, мой народ.

Потерявший свою совесть –

Потеряет и свою веру.

Несмотря на бедственное положение народа, Шортанбай все же не теряет надежды и призывает:

Казахские сыны, объединяйтесь,

Не теряйте веру в бога!

Боритесь за жизнь,

Пока свободны

от тюремных застенок.

Во второй половине XIX века Шортанбай Канайулы, кочуя с мятежным родом Шубыртпалы, перебирается в район реки Чу, а позже в Каркаралинск, Актогай. Здесь судьба его сводит с известным бием Жангутты Ботантаевым, современником Кунанбая (отца Абая).

Наполненная бунтарским духом поэзия Шортанбая пробуждает край. На его протестных стихах вырастает плеяда политических и общественных деятелей казахского народа. Это депутат Государственной думы Российской империи, председатель Алашской автономии Алихан Букейхан, ученый-лингвист, просветитель Ахмет Байтурсынов, автор манифеста «Пробудись, казах!», один из лидеров Алашорды Мир-Якуб Дулатов, магистр юриспруденции Жакып Акпаев, профессор математики, член правительства Алашорды Алимхан Ермеков и другие.

Шортанбай Канайулы умер в 1881 году, похоронен в ауле Аксу-Аюлы Алтеке-Сарымовской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии (ныне Шетского района Карагандинской области).

После смерти поэта официальная власть заинтересовалась его творчеством. После тщательной цензуры, исключившей бунтарские стихи, отражающие подвиги хана Кенесары, султана Наурызбая, Агыбай-батыра, к печати были допущены произведения религиоз­ного и социального характера. Сборник произведений акына под названием «Шортанбайдың бала зары» («Скорбь юного Шортанбая») издавался Казанским императорским университетом в 1888, 1890, 1894, 1911, 1915 годах. Его стихотворения «Зарзаман» («Эпоха скорби»), «Заманақыр» («Конец света») вышли в печати в Санкт-Петербурге (1870) под редакцией выдающегося российского востоковеда-тюрколога Василия Радлова. Дипломат-востоковед Рудольф Лютш издал произ­ведения Шортанбая Канайулы в Ташкенте (1883).

В 1931 году Сакен Сейфуллин сос­тавил сборник «Шедевры старой литературы», в который включил много произведений Шортанбая. Сочинения акына вошли также в составленную С. Мукановым и К. Бекхожиным Хрестоматию по казахской литературе (1942).

В 1942 году вышла и книга Есмагамбета Исмаилова «Казахская советская литература», где дана объективная оценка творчеству Шортанбая Канайулы. Это было ответом советской общественности и литературным критикам, считавшим Шортанбая ярким пропагандистом догм ислама и феодальной старины, основателем реакционного направления в казахской литературе, получившего название «эпоха скорби». Исследование Е. Исмаилова привлекло пристальное внимание апологетов советской идеологии. В специальном постановлении ЦК КП (б) Казахстана «О грубых политичес­ких ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР», опубликованном в феврале 1947 года, Е. Исмаилов был обвинен в пропаганде буржуазно-националистической идеологии.

В июне 1947 года на XI пленуме правления Союза писателей Александр Фадеев обрушился с сокрушительной критикой на книгу Есмагамбета Исмаилова «Казахская советская литература», которая определила дальнейшую судьбу профессора. По словам Фадеева, в ней «идеализируется феодальный, ханский период истории Казахстана… Ханы, феодалы и воры поданы как герои национально-освободительной борьбы, а ханская резня изображается как борьба за создание казахского государства. Автор идеализирует певцов, которые воспевали подвиги ханов, и выдает это за «героический период казахской литературы». Литературу того времени, когда Казахстан стал частью Российской империи, автор называет литературой «эпохи скорби»…»

6 ноября 1951 года исследователь творчества Шортанбая Канайулы, выдающийся казахский ученый-литературовед Есмагамбет Исмаилов был осужден на 25 лет. Освобожден через 3 года, во время хрущевской «оттепели».

…Канули в прошлое времена царс­кой эпохи, тоталитарного режима, наступила эпоха независимости. Поэзия Шортанбая и ныне звучит остро и актуально: он бичует человеческие пороки, ратует за сохранность родных земель, защищает нравственные ценности и свободу.

Шортанбай прожил тяжелую жизнь со скорбью о вольных днях, но и с надеждой на будущее казахского народа. Прошло 200 лет, за этот период рушились империи, гибли люди от голода и холода, отгремели залпы мировых войн, но непокоренный дух поэта-гражданина и по сей день живет в казахском народе.

АВТОР:
Марат Абсеметов, доктор исторических наук

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button