Mінбер

«Краса муршидов, воспитатель муридов…»

О судьбе Абдысадыка Ахметова и его потомков

Впервые это имя я услышал в 1997 году от старожила Каркаралинска, знатока истории Кусайына Алимбайулы. Аксакал мне рассказал, что здесь жил человек по имени Абдысадык и что он был ученым человеком, в народе имел духовное звание «ишан». Позже, когда я обнаружил его надгробие с эпитафией, то узнал, что, кроме звания «ишан», Абдысадык был удостоен таких высших духовных званий, как «хазрет», «шейх» (шайх). Неужели о таком человеке, удостоившемся высших духовных званий и жившем среди нас в Каркаралинске, мы ничего не будем знать? Как сложилась судьба его потомков? С целью восполнить этот пробел в истории нашего города я приступил к краеведческим поискам…

Шейх, хазрет, ишан

Так кем же он был? Ходжа Абдысадык-ишан Атауллах-ишан-улы Ахметов был шейхом суфийского братства Накшбандийа, продолжателем золотой цепи преемственности – силсила (генеалогическая цепь духовной преемственности, восходящая к семье пророка Мухаммеда). Шейх Абдысадык-ишан – к тому же прямой потомок хазрета Али ибн Аби Талиба. Из истории знаем, что хазрет Али ибн Аби Талиб являлся двоюродным братом, зятем и сподвижником пророка Мухаммеда, ставшим впоследствии четвертым праведным халифом (656-661). Согласно мусульманским источникам он – единственный человек, который родился внутри здания Каабы, первый из числа несовершеннолетних, принявший ислам.

Как было отмечено выше, Абдысадык Атауллахулы удостоился трех духовных званий – «ишан», «хазрет», «шейх». Что же они означают? Ишан –  суфийское религиозное звание, которого удостаиваются духовные наставники тарикатов (аскето-мистических братств). Хазрет – улем, учитель, признанный авторитет в религиозных дисциплинах. Шейх – почетное звание в исламе для обозначения узкого круга наиболее образованных богословов.

При жизни Абдысадык-ишан пользовался особым почетом среди местного населения. Об этом свидетельствует и надпись,  сделанная над его могилой:

«Он был человеком ханифской веры, последователем вероисповедания людей сунны и согласия, практикующим ханафитский толк, последователем накшбандийского пути (тариката), красой муршидов, воспитателем муридов, предводителем людей Аллаха, идущих по истинному пути, благодатной личностью».

Перевод надписи на памятнике был осуществлен доктором исторических наук Аширбеком Курбановичем Муминовым, за что выражаем ему огромную благодарность. По его словам, язык эпитафии – тюркский с примесью персидского, а также со вставкой некоторых выражений на арабском.

Дата рождения Абдысадыка-ишана не отмечена, однако дата кончины написана на памятнике такими словами: «Скончался он в 1318 году, в месяце мухаррам, пятого числа, в ночь на четверг». По нашему летоисчислению она соответствует 5 мая 1900 года.

Также на памятнике указана нисба,  место происхождения усопшего – «Туркистани». Это означает, что шейх Абдысадык-ишан переехал жить в Каркаралинск из исторического центра – Туркестана.

Семья Абдысадыка-ишана

Абдысадык-ишан женился на дочери известного ишана ходжа Габдулгазиза  Излярова (Гизлярова) – Камарбану. Среди родных и жителей ее называли уменьшительно – Камар. На свет появились дети Абдулхамид, Атауддин, Абдулкадель, Абдулрауф и дочка Шамсибану.

Семья Абдысадыка Ахметова в Каркаралинске жила в деревянном доме. Этот дом сохранился и находится на улице Т. Аубакирова, 70.

Из детей Абдысадыка-ишана до наших дней дожил лишь сын Атей (умер в 1980 году). Я не думаю, что Атей – это его полное имя, так как среди детей Абдысадыка Ахметова не было ребенка с таким именем. Предполагаю, что настоящее имя Атей – это Абдулкадель. Возможно, его в народе сокращенно называли  Атей (а потом оно закрепилось и в официальных документах).

2 декабря 1902 года был составлен список домохозяев города Каркаралинска, имеющих право участвовать в городском избирательном сходе на четырехлетие с 1903-го по 1907 год. В архивном документе записано: «Наследники Абди Садыка Ахметова – жена Хамар, сыновья: Габдикадель (Абдулкадель. – Авт.), Габдрауф (Абдулрауф. – Авт.)» (ЦГА РК. Ф.15. Оп.1. Д.1194. Л.3, 19). Из документа следует, что в тот год уже не было в живых не только хозяина семейства, но и двоих его сыновей – Абдулхамида и Атауддина (возможно, эти дети умерли в младенчестве). Оставались жена Камарбану и сыновья Абдулкадель, Абдулрауф.

Как уже было сказано, семья Абдысадыка-ишана в Каркаралинске жила в деревянном доме в восточной части города. Соседями были  Жаугашаровы. Рядом с домами были расположены кузницы.

А в 1906 году мещанин Каркаралинска Иван Сметанкин написал заявление с просьбой о разрешении построить напротив  дома  наследников Абдысадыка Ахметова мастерскую-плотницкую. И ему разрешили…(ЦГА РК. Ф.15. Оп.1. Д.1333. Л.91, 91об.)

В архиве Каркаралинска хранится «Похозяйственная книга». В этом документе я обнаружил информацию о семье Абдысадыка-ишана. В 1937 году в семье числилось только два человека. Это жена ишана Абдысадыкова Камар, 1868 г.р., домохозяйка (почему-то она взяла имя мужа как свою фамилию) и сын Абдысадыков Атей. Об Атее написано, что он грамотный, работает на паровой мельнице. Из скота имелись 1 корова и 1 телка. (Ф.2.Оп.1.Д.23. Л.24).

 

 Сын Атей

Атей Абдысадыкулы

Как я писал выше, у Абдысадыка-ишана было несколько детей, но они, видимо, умерли рано, так как сведения о них не сохранились. А сын Атей дожил до преклонных лет.

Атей Абдысадыкулы родился в 1896 году в Каркаралинске. По воспоминаниям старожилов, он был добрейшим души человеком, очень религиозным, материальная сторона жизни его мало интересовала. Наверное, эти качества передались ему от отца.

В годы советской власти на долю Атея выпали тяжелые испытания.

Был период, когда он заведовал складом в районном потребсоюзе, к вверенному имуществу относился бережно, был честным и ответственным работником.

Но даже эти качества не защитили его от обвинений. Нечистые на руку дельцы из числа работников совершили кражу пшеницы, а  взять вину на себя заставили его. Как и почему он согласился на это? Скорее всего было давление, причем мощное. Так ни в чем неповинного человека и осудили.

Что же говорят по этому поводу архивы? Сохранилась карточка Карлага МВД. Из этого документа мы узнаем, что Атей родился в 1896 году в Каркаралинске, из крестьян. Жил до ареста здесь же. Арестован 24 апреля 1946 года Каркаралинским РОНКВД Карагандинской области. Суд шел с 27 по 30 мая 1946 г. Карагандинским облсудом он был осужден по статье 7/8-32УК на 10 лет. Срок отбывал в отделении Бурма. Затем 26 сентября 1946 года освобожден и убыл в Каркаралинский район. Потом 20 сентября 1947 г. почему-то снова появляется в Карлаге – Долинке. Находился в отделениях Каражар и Сарепта. Освобожден 31 мая 1955 года.

После освобождения Атей вернулся в Каркаралинск. По словам старожилов, его мать умерла, когда он отбывал свой срок. Приехав в Каркаралинск, узнал, что его родной дом перешел во владение потребсоюза, где он работал до ареста, и там уже жила другая семья. Атею пришлось поселиться у родственника Имама кари, у которго он прожил 2 или 3 года, потом женился и приобрел дом… Умер Атей-аксакал в 1980 году в Каркаралинске, жена его Кадиша умерла в 1982-м.

В памяти народа

Человек уходит. Рано или поздно в Вечность уходят все. На земле остаются лишь дела. Память о человеке живет в воспоминаниях людей. Вот как вспоминают Атея Абдысадыкулы его современники, родственники и жители Каркаралы.

Искаков Гани Габдуллинич (1933-2009), Алматы:

«Отец Атея был ишаном, работал в мечети Кунанбая хаджи. Мама Атея, Камар, была дочкой Габдулгазиза ходжа, который знал наизусть весь Коран. Моя бабушка тоже является дочкой Габдулгазиза. Маму Атея я видел в 1938 году, в моей памяти она осталась доброй бабушкой… Дом Атея находился при въезде в Каркаралинск, который достался ему от отца. Я общался с Атеем, начиная с моего детства. Когда повзрослел и приезжал в Каркаралинск, то бывал у него дома в гостях. Атей был небольшого роста, немногословным. Народ его очень уважал…»

Рымбай Молдабекулы, 1934 г.р., Каркаралы:

«Мы жили по соседству с Атей-аксакалом. Дом этот до сих пор сохранился. Слышал, что его построил отец Атея, после того как переехал в Каркаралинск. Сам Атей родился здесь же. Его отец, говорят, был святым человеком, занимался изгнанием джиннов из людей. Мама Атея тоже была женщиной набожной, верующей. Когда она умерла, я не видел Атея, кажется, он отбывал срок. Перед смертью апа лежала, не могла ходить По ее просьбе мы спускались вниз в подвальное помещение и приносили Коран, она  его читала. В том помещении полностью были духовные книги. Также мы приносили ей молоко… До 1961 года в доме происходило необычное явление: из-за угла появлялось что-то круглое, светящееся, как огонь, которое уходило в сторону кладбища и исчезало. Это происходило всегда по утрам и вечерам…»

Темирбай Жаксылыкулы, 1951 г.р., Каркаралы:

«С Атеке мы жили по соседству с 1974 года и до конца его жизни (в доме, который Атей приобрел после возвращения из Карлага. – Авт.) Общались очень хорошо. Много беседовали. Знаю, что Атеке видел и изгонял джиннов и шайтанов. Молитвами он помог многим излечиться от болезней. Когда мы болели, взрослые звали его домой. Он нас лечил методом «ушыктау», и через несколько часов мы уже выздоравливали. Атеке был очень набожным, духовно образованным человеком, читал намаз. Оказывается, на него были гонения как на муллу, но он нам говорил: «Религия в конце победит, я буду идти по этому пути до конца, я не боюсь…» Он был человеком сдержанным, никогда не сердился. Какая бы ситуация ни была, оставался спокойным. Всегда говорил, что Аллах поможет, главное, чтобы человек верил в него и был сердцем чист. Никогда не мстил своим недоброжелателям, и нас этому учил, говорил: «Аллах им судья». Были люди, которые могли у него что-то украсть. Мы бы на его месте рассердились, а он только улыбнется и все. Он для нас был как святой… У него было много книг на арабском языке. Когда я ходил к нему домой, он всегода читал эти книги…»

Потомки Абдысадыка-ишана

Несколько слов хотелось бы сказать о потомках Абдысадыка-ишана. От его сына Атея родились дочь Жумабике и сын Мухаммедсадык (1960 г.р.) Жумабике с маленьких лет воспитывалась у бабушки со стороны матери. Сейчас она со своей семьей живет в Темиртау. А вот Мухаммедсадыку не суждено было прожить долгую жизнь – умер молодым в возрасте 24 лет в 1984 году. Но он успел жениться и оставить потомство. У него с женой Бахыт родились дети Гаухар, Ботагоз и Арман. Арман умер в двухмесячном возрасте. А Гаухар и Ботагоз создали семьи, у них есть дети, проживают они в Караганде.

Потомки Абдысадыка-ишана, Гаухар и Ботагоз, чтут память предков. Быть потомком такой личности – почетно и ответственно одновременно. Они признаются, что все свои поступки сверяют с ним – подлинно духовным человеком своего времени. Таких называли солью земли, благодаря им остаются непоколебимыми нравственные устои общества. Потому память о них должна храниться в поколениях…

Ерлан МУСТАФИН,

краевед

г. Каркаралинск

 

 

 

 

 

 

 

 

Ұқсас мақалалар

3 пікір

  1. Хочу выразить огромную благодорность Ерлан аға 🤗 за его бесценный труд и вклад в изучений нашего рода и не только всего Каркаралинского края !!! Пусть у Вас не угасает энергия и силы ,пусть Аллаһ даст Вам всё о чем Вы мечтаете! Мы остались совсем маленькие …мне было только годик когда папа умер … И если бы не Вы и книги Ваши ..кто знает может мы бы и не знали свои корни😔 Аллам екі дүниенің бәракатың берсин ,аман болыңыз 🙌

  2. Ерлан шығармашылық жұмысын өркендей берсін. Дәл сен сияқты азаматтар шіркін көп болса ғой. Сенің Қарқаралы қаласына атқарып жатқан жұмысын келе жатқан ұрпаққа баға жетпес үлес.

Асель үшін пікір қалдыру Жауапты болдырмау

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button