Святой Аппак Ишан
Невозможно каким-либо образом описать и рассказать о всех тех невзгодах, пережитых не только одним человеком, но и целым народом во времена тоталитарного режима, который безжалостно корежил судьбы людей, всего народа в угоду своего замысла. Организованная жестокая режимная власть «вождя» совместно с правящим партийным аппаратом связала и опутала своей паутиной все слои населения – от простого народа до аристократических и духовных династий.
И сегодня следует признать, что наш современный менталитет насквозь пропитан призраком правды той самой ушедшей эпохи. Первая половина ХХ века – время соразмерное жизни одного человека – полностью состоит из исторических перипетий, безвозвратно меняющих не только отдельно взятую личность, но и будущее всего народа. Исключительно тяжелая история первой половины ХХ века до сих пор недостаточно известна обществу в целом. По сей день прикрыты завесой неизвестности тревожные факты и обстоятельства, пережитые народом, не проявлен неизгладимый отпечаток, оставленный в сознании его.
Несмотря на то, что закон «О государственной тайне» от 1999 года дает разрешение исследователям на изучение архивов по репрессиям 1920-1950 годов, управляющие архивных учреждений по не понятным причинам продолжают следовать закону «О реабилитации жертв политических репрессий», принятому в 1993 году. Следует заметить, что в данном законе озвучены параметры, значительно препятствующие работам с архивами.
Конечно, в нашем государстве работают активы, которые занимаются нераскрытыми тайнами прошлого. Однако исследователи достаточно знают и о том, насколько медлителен и неповоротлив темп развития данного процесса.
По сию пору существуют незыблемые явно вымышленные понятия, корень которых исходит из дней диктатуры правящей партии, и в этом причина недоступности материалов, касающихся политических репрессий. Возможно ли принять за историческую достоверность весьма утопическую информацию, справочного характера, из советских учебных пособий по истории о том, что казахский народ с огромной радостью и распростертыми объятиями принял советскую власть? Кто поверит, что вольно пасущий на склонах свой скот казах, который знать не знал и слышать не слышал о «социализме-коммунизме», узнав о пришествии новой формации вдруг стал ликовать и восторгаться?
Вождь независимости, глава Алаш Орды Алихан Бокейханов сравнил узурпаторскую власть большевиков с голодомором, с возвращением годов великого бедствия – варварскими набегами джунгар. История доказала, что данная им характеристика соответствовала действительности. В первой половине ХХ века подвергнутый тяжким испытаниям казахский народ потерял половину своей численности. Приведем один только пример: в Шетском районе Арки, где мы проживаем, численность казахского населения в 1926 году составляло 48311 человек, а в 1933 году в живых осталось всего лишь 5021 человек – данные факты были обнаружены в архивах и опубликованы автором этих строк.
Жертвами репрессий в эти годы стали практически все выдающиеся представители казахской интеллигенции. В 20-30-е годы нелегко пришлось и религиозным служителям. Началом тому положил русский шовинизм царского правительства – в этот период гонения пережили все религиозные люди, известные религиозные представители, суфии и имамы были истреблены.
Шовинисты стремились целенаправленно изменить национальное сознание и с этой целью взялись за пересмотр арабского алфавита, которым казахский народ пользовался веками. Используя глубоко темных, невежественных людей, проявивших активное пособничество, власти проводили обыски по домам. Хозяин дома, в котором обнаруживали клочок бумаги с арабской прописью, немедленно попадал под арест, его детям приходилось пережить множество тяжких наказаний. В нашей местности были разрушены тысячи аульских мечетей, где совсем недавно просвещался народ, молодежь начинала путь в мир знаний. Мулла Кумисбек, закончивший медресе в Шаяне, подвергся притеснениям, его дети спрятали под куполом могильных захоронений немало собранных в библиотеку книг. Немалое количество книг было увезено и запрятано в горных пещерах, множество книг заковали в сундуки и закопали глубоко под землю. Автор этих строк до сих пор в поисках тысячи книг в кожаных переплетах, обнаруженных геологами в 70-е годы ХХ века в одной из пещер.
Наряду с уничтожением арабской письменности, шло всестороннее истребление образованных граждан нашего народа. Особенное старание проявлялось в преследовании Ишанов (руководителей суфийских тарикатов) и других религиозных служителей, которые до недавних пор просвещали молодежь как по части религиозных знаний, так и по части светских наук, таких как – история, география, математика и других. Советское правительство придерживалось такого мнения – если ликвидировать просвещенных, национально культурных, религиозных, глубоко развитых граждан народа, то изменить без какого-либо сопротивления сознание простого народа, лишенного своих лидеров не составит особых хлопот. Власть прилагала все усилия для того, чтобы уничтожить всякую возможность для проявлени сознательности, осмысления национальной участи, ее будущего.
Не успев сменить арабский алфавит на латинский, власть, будто гонимая неприятелем, спустя 11 лет спешно поменяла алфавит на кириллицу, что проявило явную нацеленность на то, чтобы изменить историческую сознательность казахского народа. Власть желала сформировать нацию, лишенную своей истории. Плоды этой политики заметны в том обстоятельстве, что казахская история в школах недавнего советского времени состояла из пары десятков страниц и не более. Смена алфавита разделила людей одной эпохи на три части – старики оказались безграмотными, люди среднего поколения частично грамотными, а молодежь и вовсе не знала арабской письменности. Это был злой умысел против культуры казахского народа.
Истребление просвещенных граждан, жестокий голодомор, распространившийся в стране, не только уничтожила больше половины казахского народа, но и оказало опасное влияние на психику каждого в ком теплилась казахская душа. Оставшиеся в живых потеряли ориентиры религиозных и культурных ценностей. Страх любыми способами уберечь своих детей, уничтожил естественный человеческий долг передачи культурно-религиозного наследия будущему поколению. Последствия этого сказываются на нас и по сей день. Прошло более четверти века как мы обрели независимость, однако явное отсутствие преобладания нашего родного языка, распространение различных религиозных течений, слабый рост численности нашего населения – все это следствие психологических изменений.
По тем гонениям и притеснениям, которые пережили семья и ближайший круг общения Сейидахметулы Максум Ишана, величаемого Аппак Ишаном, заметно, что явная напряжённость взаимоотношений советской власти и религиозного верховенства приходится на 20-30е годы. Народ нарек Его «Аппак Ишаном» («Пресветлым Ишаном»), святым угодником. Данное народом звание отлично проявляет абсолютную убежденность людей в своей религии и безграничное уважение религиозных знаний.
И глубокие религиозные знания, и святость не являются произвольно. Они приходят из многовековой непрерывно продолжительной благородной знатности. Происхождение рода Ходжа берет свое начало от нашего Величайшего Пророка Мухаммада (с.а.с.), правовестника Слова Божьего на земле. Далее следует наш предок Досточтимый Али р.а., названный вратами наук. Досточтимый Али р.а. – глубочайшая личность своего времени, крупный философ и знаменитый поэт. Никто не в силах оспорить тот факт, что ответы нашего глубокоуважаемого предка Али р.а. на вопрос одного ученого: «Что лучше знание или богатство?», стали вечными принципами для каждого поколения человечества.
«Во-первых, знание лучше, так как оно – достояние Пророков. А богатство наследие состоятельного человека.
Во-вторых, знание лучше – оно тебя содержит. А богатство оберегаешь ты.
В-третьих, знание лучше, оно способствует увеличению числа друзей. Богатство увеличивает число неприятелей.
В-четвертых, знание лучше – оно увеличивается и не уменьшается. Богатство при использовании уменьшается.
В-пятых, знание лучше – нет необходимости оберегать его от воров. Богатство ты вынужден постоянно охранять.
В-шестых, знание лучше – знающего уважает народ. Если же богатство много, то и завистников не счесть.
В-седьмых, знание лучше – знание не поддается счету. Богатство приходится все время подсчитывать.
В-восьмых, знание лучше – знание не гниет и не портится. Богатство истощается, теряется, исчезает.
В-девятых, знание лучше – знание обогащает твой внутренний мир. Богатство способствует заблуждению.
В-десятых, знание лучше – знающий говорит уместно. Богатый похваляется, опьяненный своей состоятельностью, проявляет чрезмерность.»
Наш досточтимый предок Али р.а., оставивший нам в наследие эти убедительные высказывания, сказал: «Хауарижи появятся вновь до Судного Дня», и сегодня мы убеждаемся в этом. Множество университетов занимаются тем, что готовят врагов исламской религии. Налажен выпуск книг, содержание которых – бездуховность, безобразность и грязь – разлагает молодежь, отдаляет их от веры предков. Современный ваххабизм и другие заблудшие течения – проявление всего этого. Организовываются всякого рода смуты, которые чернят исламскую религию. Для того чтобы уберечь мусульман от подобных явлений, Всевышний Аллах объединил их четырьмя мазхабами. Следует понять, что объединение всех исламских знаний в четыре мазхаба – сокровенное диво Аллаха. Благодаря этому исламский мир многого достиг и далее продолжает свое развитие.
Аппак Ишан, признанный народом своим святым, был убежденным последователем суфийского пути. Суфий не аскет, подобный монаху. Суфий также и не бродяга, который без семьи и крова скитается из селения в селение, блуждая как перекати-поле. Суфии отличаются стремлением к чистоте тела и души, к глубине познаний, они постоянно трудятся, воспитывают в своих семьях пребывание в состоянии непорочности, житие в благодати. Суфизм – это сознательное обуздание эго, путь духовного целомудрия, очищение в реалиях каждодневного быта. Это не есть отказ от наслаждения жизнью, напротив, это образец прекрасного образа жизни для семьи и родственного круга. Суфий проявляет ответственность ко всему, что окружает его. Конечно, такой образ жизни оказался явно не по нутру большевикам, их невежественным ярым активистам, склонным к кровавым сотрясениям и революциям. Они вытворяли все, что им угодно, утверждая власть человека над миром и отрицая Великого Создателя. Признавая лишь власть человека, того же самого человека с легкостью лишали жизни. Считая верными только свои принципы, они заключали Аппак Ишана то в одну тюрьму, то в другую. Основной целью и чаянием ишанов было религиозное просвещение народа. Прикладывая все усилия во исполнение своей цели, они строили мечети, при них открывали медресе и обучали молодежь. Отец Аппак Ишана, благодаря материальной помощи народа, в 70-х годах ХIX века построил мечеть Шаян. Ему была дарована милость Аллаха, закрытая для тех кому невдомек было понять природу света, исходящего от него, кто был далек от чистоты и воспринимал сей мир только с материальной стороны. Все произрастающее на этой земле – живой организм, так поясняет исламская религия и в этом различие нашей веры от других убеждений и всех наук. (Только теперь, в конце ХХ века, ученые мира признают это, как научную новость). Для дальнейшей постройки мечети срочно требовались деревянные строительные материалы. Караагаш – дерево, росшее только в одной ближайшей местности, ни один росток от него невозможно было обрезать без благословения местного праведника Казата и это явный показатель благотворной заслуги мусульманской религии перед народом.
Читая молитвы Аппак Ишан самолично отмечал дерево, которое следовало срубить – так проявлялось сообщение Ишана с сокровенным миром. Нам довелось услышать об одном из этих событий, хранимых в сердцах народа, как легенда из прошлого и потому как видеокамер и других звуко и видеозаписывающих приборов в то время не было, невозможно не признать факт воздействия таинственных сил.
Ишаны, будучи знаменательной частью элиты, представляющую мусульманскую религию, благодаря своей непорочной духовной жизни, терпеливости, сдержанному величию и глубоким познаниям пользовались безграничным уважением большинства людей, управляя не руководствовались какой-либо системой, и вследствие этого имели множество последователей. В таких регионах, как Уральск, Оренбург, Сырдарья, Акмолинск, Семипалатинск, Жетысу, ишаны имели исключительное влияние на общественную жизнь каждого, в ком теплилась душа мусульманина. Неоспорим и тот факт, что они принимали участие в политической жизни, распространяя идеи независимости были ее знаменосцами. Исторически известное обстоятельство – как царское правительство, так и советская империя относились к ишанам с большим недоверием и опаской. Ислам, который занимал определенное значимое место в истории, для них был ничем иным как «весьма тайной» организацией. Именно по этой причине царская Россия предпочитала тихую политику жесткого сдерживания мусульманской религии и ее представителей, советская власть, напротив, вела беспредельно открытую политику полного уничтожения авторитета религиозных деятелей перед своим народом, влияния религии на людей, сокрушительно разрушая все религиозные строения – мечети, медресе.
Достижение степени ишана требует абсолютно проникновенной безупречности, духовной непорочности, очевидно ясной осознанности и кроме того, необходимо продолжительные годы глубоко познавая религиозные науки, основательно овладеть каждой ее отраслью и достичь состояния, при котором отворяется скрытая дверь в сокровенное. Поэтому ученик, избранный учителем, кроме медресе в Каратау, продолжал занятия в Самарканде, Бухаре, Хиве и далее заканчивал обучение в персидских и арабских странах. Сын Аппак Ишана Алауаддин сообщил, что на протяжении 15 лет беспрерывно обучался в медресе Средней Азии, Татарстана и Башкирии.
По окончании строительных работ, весной 1885 года мечети и медресе начали свою деятельность. С помощью Ахмета Султана, сына хана Кенесары, окружным волостным разослали специальное обращение, где речь шла о необходимости обучения детей в медресе, а также прозвучала убедительная просьба организованно содействовать обеспечению детей полноценным питанием посредством финансирования, либо пожертвованием скота. Основным руководителем медресе был Аппак Ишан, к преподаванию также были допущены мусульманские духовные учителя Сабыр Ишан, Жакып Нуртаза, Данияр, успешно окончившие религиозные учебные заведения в Средней Азии и арабских странах. Для того чтобы ученики имели все возможности получать объемные знания, из Багдада, Египта, Стамбула, Ташкента, Бухары, Казани были привезены книги и собрана солидная библиотека. Уроки воспитания учеников Аппак Ишан гармонично согласовал с практическими занятиями. За свою почти 30-летнюю деятельность медресе выпустило более тысячи учеников, прибывших из Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Жезказганской областей, регионов Кереку, Семей, Талдыкорган, которые получили глубокие познания в религиозных и светских науках, благодаря чему открыли повсеместно небольшие мечети и способствовали всеобщему религиозному образованию народа. Среди окончивших медресе учеников были – поэты Шади торе и Нуралы, Манаткыз, старшие братья моего отца из местности Арка – Оспан Ходжа, Абдикарим мулла, Ашим Ходжа. Когда в 1927 году советская власть вынесла постановление о закрытии мечетей и медресе, Аппак Ишан был главным имамом мечети Шаян. Брат моего отца Ашим Ходжа, ученик Аппак Ишана, закончив в 1921 году медресе Шаян обучал религии детей окрестности Нураталды-Шопа, активисты вынудили его прекратить религиозную деятельность. Были насильно закрыты мечети Жанибек Ходжи, Батырбека Калпе (последователь ишана), мечеть Сарыоба, мечеть Маутан, а также мечети в местности Карасу и др., имамов подвергли суровым гонениям.
При поддержке государства повсеместно организовали «Общества атеистов», отказавшихся быть членами данного сообщества наказывали. Настало время бесноватых общественников-самодуров, которые действовали под девизом «Гони ходжей взашей». Какие только притеснения не претерпели ходжи за то, что были потомками нашего предка Досточтимого Али (р.а. ). Тем не менее мы, ходжи, старательно и с честью исполняли обязанности, вмененные нам Всевышним Аллахом, стремились уберечь свой народ от опасностей, предотвращая неприятности продолжаем главенствовать в добродетельных деяниях.
Аппак Ишан имел полное понимание того, что вредоносная политика красной власти приведет к большому бедствию. Несмотря на опасность, нависшую над его головой, во имя спасения своего народа повсеместно разослал, внедряя их в массы, своих вчерашних учеников, ишанов и духовных учителей, и продолжил призыв, предостерегая людей. Он открыл горькую правду народу, обманутому лживыми скандальными действиями активистов.
Ученик Аппак Ишана из Арки, брат моего отца Оспан Ходжа Ермухаммедулы участвуя в закрытом совещании, который проходил в Троицке, предупредил о приближении голода и агитировал людей не сдавать скот государству. Также он призвал к полному переселению – семьей, детьми и хозяйством – в Китай, на 5-6 лет, до тех пор, пока не закончатся жестоко действующие акции красной власти.
Время становилось все тягостнее. На голову казахского народа свалился приход к власти Голощекина, в связи с чем злокозненность политики стала еще неистовее, справедливая человеческая деятельность подавлялась. Под видом проверки деятельности мечетей и медресе злоумышленные искатели переворошили библиотеку мечети, в итоге к книгам передовых мировых литераторов и к трудам светил науки прилепили ярлык «чуждо новой жизни». Произведения великих ученых таких как Авиценна, восточных поэтов Хафиза, Навои, Омара Хаяма, Коран, многотомные тафсиры к Корану были собраны в огромную груду и сожжены на открытой площади. Среди сожженных книг была книга, написанная собственноручно самим Аппак Ишаном – образцово-практическая методика обучения казахских детей на основе арабского алфавита.
Изощренно враждебные действия той поры, направленные против просвещенной казахской интеллигенции, даже некоторых сотрудников ГПУ приводили в ужас. Для сбора лживых материалов, признается один их них – Иванов Фома – «специально нанимаем уголовных элементов, или арестовываем конокрадов для получения ложных свидетельских показаний на казахских ответработников, создаем группировки из казахских родоначальников и русских кулаков… искусственно натравливаем… сваливая «вину» с одного на другого по линии ГПУ ежегодно убиваем казахских бедняков, убиваем через русских хулиганов, чтобы изолировать бедноту от казахских работников» и далее пишет, умоляя «не выдавайте меня на растерзание этим хищным зверям».
В это же самое время Голощекин беспрерывно рапортовал в Москву о том, что в вверенном ему регионе правят казахские богатеи и националисты, с коими ему приходится в одиночку постоянно противоборствовать.
Голощекин – автор идеи «маленького октября» – считал полную конфискацию имущества казахов единственным способом установить социализм в короткий срок. На каждый казахский очаг был наложен налог такого объема, который доселе никто не платил в истории человечества, при уплате налога его размер увеличивался, от чего лишенный своего состояния народ стал разбредаться. На одного только Аппак Ишана наложили налог, размер которого составлял 800 сомов и обязали сдать 1345 пудов зерна. Недовольство народа стало расти. Повсеместно народ стал оказывать сопротивление – возвращая себе скот, разрывая плакаты с изображением вождей, снимая знамена, избивая активистов. В этих обстоятельствах ГПУ обвинило просвещенных религиозных служителей, уважаемых народом, и принялось за наказания. В ту пору на 56498 жителей сел было заведено уголовное дело, вследствие чего 34121 из них были осуждены.
На заседании закрытого бюро КазКрайКома Голощекин докладывал, что в 1928-1929 годах в течении двух месяцев решением судов было расстреляно 125 человек, а со стороны ГПУ было приговорено 152 человека.
В своей книге «Аппак Ишан» Амзе Айтбекулы пишет: «Аппак Ишан открыто передвигался как в Ташкенте, так и в сельской местности. Можно с уверенностью сказать, что он, не таясь, не прячась, не испытывая страха перед какой-либо опасностью, посещал все места массового собрания людей. Его защитой была масса людей, непосредственно сам народ. Тайные агенты ОГПУ, конечно же знали и видели объявленного в розыск Аппак Ишана, однако страшась его авторитета перед народом, его провидения и необычайных качеств, присущих святым угодникам, опасались того что «покровитель этого человека накажет» и делали вид, что ничего не знают, не видят, с тем и пребывали.
В 1931-32 годах казахи семьями, целыми селами гибли, захлебываясь в крови. Беспредельно жестокое бедствие, выпавшее на долю нашего народа – дело рук советской власти, у руля которого стояли шовинисты. Эта власть требовала молчаливого принятия народом своей политики, вместе с тем ГПУ неустанно прослеживало настроение народа, собирало необходимые материалы, которые в строгой секретности передавались на верх. Людям, лишенных всяких возможностей, все же удавалось передать вести о состоянии, в котором оказался народ. Председатель совета аула №7 С. Нурпеисов сообщал, что в его селе от голода погибло 20 взрослых человек в течении 20 дней, в чем имеющие власть сомневаются и предпочитают обвинить его во враждебности к ним. В бюро райкома нашего Шетинского района, докладчик выступавший под фамилией Т. Далмаганбетов с тяжелой скорбью и горечью говорил: «Что мы можем взять у людей? Сгубили народ, растерзали…»…
Аппак ишан ата, Алматы – 2019
Автор книги:Лаура-Лейлахан Айткожакызы