Mінбер

Сердце, открытое людям

Кенес МАХАМБЕТОВ

С особым трепетом и волнением в нашей семье произносится имя государственного и общественного деятеля страны, Героя Социалистического Труда Исатая Абдукаримовича Абдукаримова, которому в этом году исполнилось 90 лет.

Во многом это связано с его открытой душой и сердцем для окружающих, добрыми поступками. Многих руководителей высокого ранга мне довелось повидать, но, наверное, не преувеличу, если скажу, что среди руководителей земли Сыра Исатай Абдукаримович  – это глыба, которая выделяется щедрой душой и теплом.

Думаю, коллеги  Исатая Абдукаримовича по работе (Б. Кульманов, И.К. Калиев, А.С. Стыкбаев, А.Д. Даулетов, К. Бекхожаев, Н.А. Подольских, К. Табынбаев, Н.Т. Токмырзаев, С.Ш.  Шаухаманов и др.) поделятся своими воспоминаниями об организаторских способностях, стиле и методах работы этого незаурядного руководителя региона и страны.

Я бы хотел в этой статье остановиться на одной из основных его черт – безграничной душевной щедрости. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали люди, а атмосфера вокруг него становилась светлой и лучезарной. От него шел удивительный свет добра, который автоматически передавался окружающим людям.

Исатай Абдукаримович прошел через суровые испытания жизни. Голод, пришедший на землю Сыра в голощекин-ские времена, лишил жизни из потомков Калмена (дед Исатая по отцовской линии) двух сыновей, сестру и десять внуков.

Когда маленькому Исатаю не было и десяти лет, его отца, простого «шыгыршы», энкаведешники арестовали на глазах мальчика, увели из дома в наручниках, посадили в тюрьму за то, что он в честь гостя зарезал своего единственного барашка и учил арабскому языку детей. Ему предъявили обвинение, что он, привечая дорожного путника, обучая грамоте детей, оказывал помощь повстанцам созакского восстания. Только через три месяца справедливость восторжествовала, и отец вышел на свободу.

Но это клеймо сына муллы Абдукарима еще долго преследовало семью. Не мог устроиться на работу по этой причине Жапар, старший брат Исатая Абдукаримовича. А в 1938 году его как «врага народа» надолго упрятали в сталинские лагеря. Несколько раз Исекен писал в НКВД, что его брат ни в чем не виноват. Но в ответ только казенные слова: «Дело рассматривается. Ждите ответа». В 1944 году их семью известили, что Жапар Абдукаримович расстрелян по решению пресловутой «тройки».  Реабилитирован он был после смерти Сталина.

Исекен рассказывал, что из 14 детей, которых родила его мама, к концу войны у неё на руках остались он и его сестра Назым. Но Исатай Абдукаримович не озлобился на власть, не стал черствым. Он достойно прошел дорогами Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых сражениях на Западном фронте. Под Калугой при переправе через реку Жиздра получил тяжелое ранение, находился на излечении в госпиталях, перекочевывая из одного в другой. Военная канцелярия потеряла из вида бойца Абдукаримова, и дважды родителям в Озгент уходила похоронка – «кара кагаз».

Уже после войны он столкнулся с еще одной несправедливостью. Знакомясь с материалами архива Президента РК (бывший архив ЦК КП Казахстана), я узнал, что Исатай Абдукаримович был освобожден от должности первого секретаря обкома комсомола в 1953 году только за то, что его отец батрачил у бая, а брат был осужден по пресловутой 58-й статье.

Политическая оттепель, наступившая после XX съезда КПСС, позволила  раскрыться деловым и организаторским способностям Исекена, стать настоящим лидером, партийным вожаком коммунистов низовьев Сырдарьи. Свыше 15 лет он возглавлял Шие-лийскую, Кармакчинскую и Жалагашскую районные партийные организации, а в 1972-1978 годы был первым секретарем Кызылординского обкома партии.

Именно в эти годы благодаря большим организаторским способностям и деловой хватке, умению Исатая Абдукаримовича сплотить людей и нацелить их на решение общегосударственной задачи были  достигнуты большие позитивные результаты в мелиоративном и дорожном строительстве, развитии агропромышленного комплекса Приаралья.

Много внимания уделялось литературе, искусству, подготовке профессиональных специалистов. Кызылординский политехникум и филиал ДГМСИ, в становление которых много сил вложил Исатай Абдукаримович, стали настоящими кузницами технических и инженерных кадров. В эти годы был построен ряд новых учебных и лабораторных корпусов, студенческих общежитий, что значительно укрепило материально-техническую базу этих учебных заведений, были созданы все условия для учебно-воспитательного процесса. Ряды преподавателей пополнились молодыми перспективными научными кадрами и менеджерами из других регионов во главе с нынешним депутатом Парламента РК, академиком В.К. Бишимбаевым.

Чтобы открыть филиал Жамбылского филиала ДГМСИ в Кызылорде, Исатаю Абдукаримовичу пришлось применить все свое умение и авторитет, проявить принципиальность и решимость, так как противников было предостаточно, начиная от руководства ДГМСИ до чиновников республиканского и союзного уровня.

Марс Фазылович Уркумбаев, бывший ректор ДГМСИ, при встрече в 2000 году в Шымкенте сказал: «Я был категорически против открытия филиала в Кызылорде, так как здесь не было ни материальной базы для учебного заведения, ни подготовленных научно-инженерных кадров.  Более того заручился поддержкой в лице руководства Госагропрома Казахстана и управления вузов Минсельхоза СССР. Исатай Абдукаримович, зная это, вооружившись цифрами, историческими данными, пошел по высоким кабинетам убеждать союзных руководителей о необходимости открытия вуза для подготовки мелиораторов. Был у министра сельского хозяйства СССР Валентина Карповича Месяца, министра мелиорации и водного хозяйства СССР Евгения Евгеньевича Алексеевского, председателя Госплана СССР Николая Константиновича Байбакова, республиканских руководителей, начиная от первого секретаря ЦК Динмухамеда Ахметовича Кунаева до Аубакира Алиевича Тыныбаева, Эрика Христофоровича Гукасова

Исатай Абдукаримович пригласил меня в область, познакомил с председателем облисполкома Шаймерденом Бакировичем Бакировым и поручил ему повезти меня в районы и показать масштабы мелиоративного строительства, введенные орошаемые земли и гидротехнические сооружения низовьев Сырдарьи, чтобы наглядно продемонстрировать мне остроту проблемы нехватки специалистов-гидротехников. Вот так зарождался филиал ДГМСИ!».

На протяжении всей жизни Исатай Абдукаримович помогал талантливым людям, создавал необходимые условия для их творческого роста.  Писатель Калмахан Абдукадыров, автор перевода на казахский язык средневековых персидских сказок  «Тысяча и одна ночь», возвратившись в 1956 году из Алматы на свою малую родину из-за болезни, нашел всестороннюю поддержку со стороны первого секретаря Шиелийского райкома партии. Благодаря энергичности Исекена в 1958 году в Алматы был выпущен сборник избранных произведений К. Абдукадырова «Тандамалы өлеңдер мен поэмалар».

В свое время благословение и поддержку  Исатая Абдукаримовича получили известные в нашей стране творческие люди, уроженцы земли Сыра. Выделил бы  Мадину Ералиеву – эстрадную певицу, народную артистку Казахской ССР, обладавшую уникальным и неповторимым голосом, Иранбека Оразбаева (Ирана Гайыпа) – поэта и драматурга, лауреата Государственной премии РК, обладателя платинового Тарлана, Алмаса Алматова – песенного сказителя, поразившего своим необычным горловым пением любителей музыки многих стран мира.

Исатай Абдукаримович искренне уважал людей труда, их профессионализм и самоотверженность, ценил и доверял им, дружил с ними, бывал у них дома, интересовался их делами. Ни одно семейное торжество Абдукаримовых не обходилось без их участия. Герои труда, рядовые труженики  Шырынкуль Казанбаева, Улбала Алтайбаева, Захира Ержанова, Салима Жумабекова, Арапбек Абиев, Орынбай Бидашев, Бакытжан Серимбетов, Ахмет Халыков всегда были рядом с Исатаем  Абдукаримовичем.

Наш сосед Василий Степанович Георгица из семьи раскулаченных молдаван был виртуозным садовником, его руками был заложен не один сад и виноградник в Кызылорде и окрестностях. Он недолюбливал чиновников, но, видимо, высокая внутренняя культура, обаяние и харизма Исатая Абдукаримовича сыграли свою роль. Они стали настоящими друзьями. И когда у Василия Степановича скончалась супруга,  и когда его самого не стало, несмотря на всю свою занятость, Исекен одним из первых пришел на помощь семье Георгица.

Он никогда не забывал своих друзей, которые учились вместе с ним в Жанакорганской школе-интернате крестьянской молодежи, в семилетней школе в Шаулдире и в Шымкентском сельскохозяйственном техникуме. Поддерживал связь со многими из них до последних минут своей жизни. Вот что рассказывает мой бывший коллега по работе в Южно-Казахстанском обл-акимате Уалихан Аймен, сын Талкы Айменова, известного строителя-гидротехника страны, с которым Исекен учился в семилетней Шаулдирской школе и Шымкент-ском техникуме в конце 30х-начале 40-х годов прошлого столетия: «Исатай Абдукаримович в трудные минуты всегда поддерживал нашу семью. У нас в доме до сих пор хранятся правительственные телеграммы Председателя Президиума Верховного Совета Казахской ССР и первого секретаря Кызылординского обкома партии, адресованные нашему отцу, по поводу кончины нашей матери и дяди Ануархана (брат Талкы). Мы их передаем из поколения в поколение как ценные реликвии».

Исекен был прост и доступен, вел себя с окружающими на равных, не допуская какого-либо превосходства. Уроженцы Кокше Кайыржан Темирович Айтимбетов, один из руководителей УВД, и его супруга Рахима Алмагамбетовна Шарипова, секретарь облсовпрофа Тургайской области, в конце 70-х годов отдыхали вместе с Исатаем Абдукаримовичем в санатории «Сарыагаш». Он жил в кунаевском корпусе санатория, и вокруг него всегда были люди, приезжали коллеги и родственники из Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. По вечерам любил рассказывать разные истории из своей жизни. И все были поражены тем, что Исатай Абдукаримович, несмотря на то, что он Герой Труда, депутат Верховного Совета СССР, руководитель региона, наравне с другими людьми, стоял в очереди на медицинские процедуры.

А для семьи Махамбетовых Исатай Абдукаримович был и остается ТҰЛҒА. Дружба между ним и моим братом Аралбаем, между нашими семьями, зародившаяся в 50-е годы прошлого столетия, продолжается и по сей день. Исекен и мой брат в те годы были комсомольскими вожаками (один возглавлял обком комсомола, другой – комитет комсомола педагогического института, горком комсомола), но близко познакомились на свадьбе своего товарища, комсомольского работника Камархана Абдрахманова (впоследствии он возглавит одно из подразделений КНБ республики). Они оба учились на историческом факультете пединститута. Если фронтовики учились экстерном, то вчерашние выпускники школ – на очном отделении.

Исекен вместе с бывшим фронтовиком Ермагамбетом Жусуповым из Теренозека готовились к государственному экзамену по истории со студентами очного отделения Кожахметом Бекхожаевым и моим братом, что позволило фронтовикам лучше подготовиться к экзамену. С годами их комсомольская дружба переросла в семейную. Когда мой брат тяжело заболел и лежал в больнице в одной из московских клиник на протяжении почти полутора лет, Исатай Абдукаримович, будучи первым руководителем Кармакчинского района, вместе с супругой Магульсим-апай дважды наведывался к нему, оказывал ему моральную и материальную помощь.

Когда Исатая Абдукаримовича порекомендовали на должность первого секретаря обкома партии, мой брат, председатель партийной комиссии обкома партии, находился рядом с ним и провожал его на собеседования в Алматы и Москву.

Исекен оказал нашей семье неоценимую помощь и поддержку при похоронах моего брата в 1973 году. Позже, являясь первым секретарем обкома партии, он находил время для общения с детьми моего брата, оказывал его семье всяческое содействие, касалось ли это улучшения жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения, оказания моральной и материальной помощи. Так, в 1974 году семье моего брата была выделена трехкомнатная квартира в «обкомовском доме».

Помню, в 1986 году, когда живым и невредимым с афганской войны вернулся мой племянник Сакен, награжденный за боевые заслуги орденом Красной Звезды, Исекен за праздничным дастарханом произнес очень искренние, сокровенные и теплые слова, что побудило моего отца, которому шел 84-й год, выпить с ним несколько стопок водки. А ведь мой отец 40 лет не употреблял спиртного.

Исатай Абдукаримович был сильной и волевой Личностью, но при этом его сердце всегда было открыто для людей. Этот божественный дар был присущ его супруге Магульсим, его он передал  своим детям Шамшие, Альфие, Розе, Шолпан. Они всегда готовы помочь окружающим, принимают чужую боль как свою. Пусть этот священный дар, унаследованный от Исекена, живет как можно дальше в его внуках и правнуках!

Кенес МАХАМБЕТОВ, г. Астана, «Кызылординские вести», 23 ноября 2013 года

 

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button