Ғалымның хаты

Амир Темурнинг Сайрамдан топилган «Насабномаси»

«Он не похож на монгола»: что узнали учёные, вскрыв могилу Тамерлана» мақаласына қосымша

АМИР ТЕМУРНИНГ САЙРАМДАН ТОПИЛГАН «НАСАБНОМАСИ»

Сайрам туманининг Оққала кипшоғида яшовчи Набихон ота Исохожаев қўлида бир Шажара сакланаетганидан хабар тоидик. Биз бу хужжат билан танишиб чиқдик. Ёғоч галтакка ўроғлик тўрт-беш газ узунликдаги хіггой когозига араб имлосида битим «Шажара -насабнома»нингбир қисми Амир Темурга таалуқли насабномага дуч келинди.

Ушбу хужжатнинг бир кисми Ҳазрат Али Муртазонинг Муҳаммад Ҳанафий исмли ўғлидан таркалган ва бизнинг ўлкамизда илдиз оталан авлод-аждодларига тааллуқпидир.

Яъни Аҳмад Яссавийнинг бобоси Махмудхон шайхнинг оғаси Муҳаммад шайх авлодлари тарихи ва исм- шарифларидир. Бу хакда махсус сухбатлашармиз деган ниятдамиз. Ўша «Шажара-насабнома»да сохибкирои Амир Тимур авлод аждодларинингзикр этилиши диккатга сазовордур Маълумки ҳар бир «Шажара-насабнома» ўша авлодга мансуб

кишилар томонидан эъзозланиб сакланиб келинган Улар ўз аждодининг тарихи, исми-шарифини хурматлашни, билиб кўйишни ўзларининг муҳим бурчи ҳисоблашган.

Шу боис машҳур ҳатгатларга кўчиртириб, эътиборли кишилар мухр билан тасдиклатиб ҳам қўйганлар. Амир Темур «Шажара-насабнома»сининг бизнинг юртимизда сакланиши бежиз эмас.

Амир Темур ва унинг зурриетлари Сайрам зиератига келганлар, умр бўйи бу юртни эъзозлаб ўтганлар. Аммо кейинги боскинчиликлар, тўполонлар,катагонликлар туфайли авлод-аждод суриштиришга, насабномани ўрганишга эътибор берилмай кўйилган. Махфий бўлса хам билимли, жасоратли, садокатли боболаримиз билан фахрланиб келаберганмиз.

Уша хужжагдан бир кисмини айнан ўқувчилар эътиборига ҳавола этамиз: (Сохибкирон авлод -аждодларига таалукли битиклар ғалтакка ўралган коғознинг бош қисмида

бўлганлиги учун кўп жойлари йиртилиб кегган. Ииртилган сатрлар ўрнига нукталар кўйиб кегдик). «Хумоюн подшо,(бундан кейинги сатрлар ўчган) ибн Абу Саид Мирзо, ИбнСултон Мухаммад Мирзо, Ибн Мирон шох, Ибн Сохибкирон Амир Темур Кўрагон, Ибн Амир Тарағай Баходир, Ибн Амир Баркул Баходир, Ибн Илонгиз Баходир, ибн Инжилхон(нуен), Ибн Қоражархон (нуен), ибн Амир Сугинчик, Ибн Бердикахон, Иримчи Барлос. Ибн Кажувли Баходурхон, Ибн Гуммахон, Ибн Бойсунгурхон, ибн Кейдунхон, ибн Дўминахон, Ибн Букахон, Ибн Нурмажир, Ибн Анху, Ибн Чубина Баходур, Ибн Менглихон, Ибн Темиртошхон, ибн Қаенхон,…..(йиртилган). Ибн Элхон, ибн Тангизхон, Ибн Менглихон, Ибн Йулдузхон, Ибн Ойхон, Ибн Кунхон

(Офтобхон) Ибн Огурхон, Ибн Қорахон Илёсхон,…….(йиртилган). Ибн Туркхон, Ибн Ёфас, Ибн Нух алайхиссалом, ибн Молик Ануш, Ибн Шис, Ибн Одам Ота алайхиссалом».

Ушбу «Шажара-насабнома»дан маълум бўладики, Амир Темурнинг авлод-аждодлари орасида оламга машхур саркардалар, алломаю валилар, буюк кишилар кўп экан, Ўша

зоти покларнинг юртимиз-миллатимиз равнакига кўшган хиссаси бўлганки шунинг учун эл -юрт унутмай, эъзозлаб келмокда. (Қысқартылып алынды)

 Шажара ва насабнома тарих учун солнома-Шымкент-2011.  102-103-104-105-106-беттер

 Қул Қожа Ахмед Иасауий ғимаратындағы жазу:

Следующая надпись, нанесенная по заказу строителя мавзолея, завершает логику его идеологии:3. Надпись на каменной плите над дверью усыпальницы (кабр-хана). Высота плиты над дверью усыпальницы составляет 60 см, ширина – 170 см. Два ряда надписи выполнены почерком сулс«Амара би-‘имарат хазихи-р-рауда аш-шарифа ал-амир ал-а‘зам малик рикаб ал-умам ал-мухтасс би-‘инайат ал-Малик ар-Рахман Амир Тимур Куракан ибн Амир Тургай ибн Амир Буракил ибн Амир Илингир ибн Амир Иджил ибн Амир Караджар, халлада Аллах Та‘ала мулках ва-султанах» (Повелел построить эту священную усыпальницу амир, величайший, властелин народов, удостоенный покровительства Владетеля Милосердного [Аллаха] Амир Тимур Куракан ибн Амир Тургай/Тарагай ибн Амир Буракил ибн Амир Илингир ибн Амир Иджил ибн Амир Караджар, да сделает вечными Аллах Всевышний власть его и правление его!). Ведь по логике данной надписи, Амир Карачар становится общим предком Чингиз-хана и Амира Тимура. 

Ал Қарашар ноян мен  Есугей бахадурдың туыс екені тарихтан мәлім.

 Самарханд Гур Эмир                      Нефритовое надгробие Тамерлана

 Надпись на арабском и персидском языках на надгробном камне гласит:
«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.
Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременла от волка, который явился к ней в отверстие комнаты и приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.     Умер ночью 14 Шагбана 807 года»

Внизу камня надпись «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта» Самарханд Гур Эмир

2-Интернет жүйесі

От Бодончара-(Алтан Ураг)-Хабичи баатур-Хачи хулэг (Хачи-Кулюк)- Хайду -Байшинхор- Тумбинай- Хабул-хан-Бартан баатур- Есугэй баатур-Тэмуджин (1162)

 

Сокровенное сказание (О Монголах 1200-жыл).

3-Бодончар-Хабачи батур-Менен Тудун-Хачи Кулюк-Хайду-Байшоңғар-Тумбиной шешен-Хабул каган-Бартан батур-Есугей бахадур-Темишун      (Шыңғыс хан).

(Юань –Чао Би-Ши  Чингисхан и его империя)-Алматы-2006-26-бет

    Мирзо Ұлугбек Төрт ұлыс тарихы

4-Бузанжар қоон-Буқохон-Дутминхон-Қайдухон-Байсұңқархон- Туминхон-Қуйлухон-Қублайхон-Бартон баходир-Ясугай баходир-Темучин хон-

(-66-81-бет   Ташкент-1994-ж.)

‘Алидская тематика в эпиграфике

Эта тема не была рассмотрена в прежних публикациях арабографичных надписей мавзолея по причине их фрагментарности, неакадемического характера. В рамках данной статьи мы решили остановиться на трех из них:

  1. Надпись ниши северного портала, составляющего северный фасад мавзолея. На северный фасад выходят двери мечети, усыпальницы, большогоак-сарайаи двух коридоров, а также окна и водостоки с крыши. Надписи нанесены геометризованным почерком куфи на персидском языке:

«Ахл-и байт-и Мухаммад – ‘Али-йу Фатима ва Хасан-у Хусайн хакк аст» (Истинно [мнение о том, что] выходцы дома Мухаммада – ‘Али, Фатима и Хасан, Хусайн).

В прежних публикациях предпринимались попытки читать эту надпись по-другому: «Этот халяль (благопожелание) вы­сокой и благородной усыпальнице над могилой хаджи… Хасан» [12]. Причина такого разночтения состоит в том, что в процессе неоднократных реставраций в результате неправильной кладки кирпичей текст подвергся сильным изменениям. Существует другое мнение: как считает профессор Б.М. Бабаджанов, мастера-ши‘иты сильно его зашифровали. Они, точнее, придали предельно декоративную форму, чтобы не все могли его прочитать. Ведь они находились в суннитской среде, в которой за такую надпись можно было поплатиться головой! Точно такую же надпись исследователь зафиксировал на Шах-и Зинде (г. Самарканд), на мавзолее, где сохранилась монограмма мастера с его именем «Шамс-и Табриз». Только там мастера превратили эту надпись в практически нечитаемый узор, так искусно вписав его в декорацию, что надпись различается только при боковом свечении [13].

Однако, существует другая надпись на мавзолее, которая опровергает эти утверждения:

  1. Нижняя надпись двериКазандыка. Она нанесена на арабском языке: «Баб ас-садат ма‘дан ас-са‘адат, хубб ас-садат мифтах ас-са‘адат» (Врата саййидов – врата счастья! Любовь к саййидам – ключи к счастью!).

Из вышеприведенных двух надписей становится ясно, что строитель (вернее заказчик) мавзолея возражает кому-то, отказывает ему считать себя прямым потомком (саййид) пророка Мухаммада. Скорее всего, здесь речь идет о генеалогии Хваджа Ахмада Йасави. Действительно, более поздний представитель тимуридской историографии Шараф ад-дин ‘Али Йазди (ум. в 1451 г.) констатирует происхождение шайха Ахмaда Йасави из числа отпрысков имам-зада Мухаммад-и Ханафийа, сына халифа ‘Али ибн Аби Талиба (656-661) от другой женщины – Хаула, из племени Бану Ханифа [14]. Однако, до последнего времени существовало предположение о том, что такое положение могло сформироваться к эпохе составления «Зафар-нама» – 1426 году. Недавняя публикация генеалогии казахских кожа ХІV века [15] показывает, что ко времени строительства мавзолея данная версия происхождения шайха Ахмaда Йасави была признанным фактом в масштабах Центральной Азии.

Следующая надпись, нанесенная по заказу строителя мавзолея, завершает логику его идеологии:

  1. Надпись на каменной плите над дверью усыпальницы (кабр-хана). Высота плиты над дверью усыпальницы составляет 60 см, ширина – 170 см. Два ряда надписи выполнены почеркомсулс:

«Амара би-‘имарат хазихи-р-рауда аш-шарифа ал-амир ал-а‘зам малик рикаб ал-умам ал-мухтасс би-‘инайат ал-Малик ар-Рахман Амир Тимур Куракан ибн Амир Тургай ибн Амир Буракил ибн Амир Илингир ибн Амир Иджил ибн Амир Караджар, халлада Аллах Та‘ала мулках ва-султанах» (Повелел построить эту священную усыпальницу амир, величайший, властелин народов, удостоенный покровительства Владетеля Милосердного [Аллаха] Амир Тимур Куракан ибн Амир Тургай/Тарагай ибн Амир Буракил ибн Амир Илингир ибн Амир Иджил ибн Амир Караджар, да сделает вечными Аллах Всевышний власть его и правление его!).

Үш жерде жазылған зерттеулар мен Өзбек тіліндегі шежірені әдейі аудармадық-көзі қарақты оқушы аударып алар-онсызда түсінікті ғой.

 Дайындаған СейтОмар Саттарұлы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ұқсас мақалалар

Пікір қалдыру

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Back to top button